Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Ф.И. Тютчев о Традиции, Революции и России

16.12.2011
Ф.И. Тютчев
Доклад аспиранта философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Павлова В.В. "Ф.И. Тютчев о Традиции, Революции и России" для международной научной конференции Against Post-Modern World.

Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), хорошо известен нам как великий поэт – автор любовной и философской лирики. Менее известно, что он много лет служил в Министерстве Иностранных Дел: при Николае I в посольствах в Мюнхене и Турине, а при Александре II – в Петербурге. Тютчев был глубоким мыслителем, одним из лучших в России специалистов по европейской политике. В опубликованных им в парижской и германской прессе статьях, в неоконченном трактате «Россия и Запад», частной переписке мы можем видеть стратегический анализ судеб России и западной цивилизации в рамках дилеммы Традиции и Революции.
 
По мнению мыслителя, разрыв Папства в 1054 г. с истинным, восточным, Христианством, узурпация католическим Римом светской власти нарушили гармонию Веры и Государства («Богу – Богово, кесарю – кесарево»), исказили истину Нового Завета. Такое положение вещей закономерно привело к Реформации и Революции. Протестантизм, отрицая жёсткую иерархию Ватикана, провозгласил отказ от Св. Предания и традиций Церкви, объявил о ненужности посредников между верующим и Богом. Логическим продолжением изменения европейского массового сознания стало отрицание монархий («Старого порядка» феодальной Европы), проявившееся в Английской и Французской Революциях. На смену королевствам пришло национальное государство. Но и оно будет лишь вехой на пути дальнейших глобальных трансформаций. Этот процесс сопровождается распространением атеизма, индивидуализма, эгоизма и потерей Европой христианской идентичности.
 
Единственной альтернативой, с точки зрения Тютчева, тенденции духовного вырождения Запада является Россия – и как политический гарант европейской стабильности, защитник элит от красного демона Революции, и как хранитель евангельских истин, незамутнённых своеволием Понтифика (порок католицизма) или духовной ограниченностью обывателя (порок протестантизма). Мыслитель, борясь с европоцентризмом западного сознания, вводит термины «Другая Европа» и «Другая Россия». В первом случае подразумевается, что Православная Империя может предложить миру иную, отличную от западной, версию мирового развития; вариант модернизации, основанный на совершенно другом, но от этого не менее законном видении мира. Во втором, - что Восточная Европа, подконтрольная в тот период Османской и Австрийской империям – естественное продолжение России в западном направлении. Петербургская империя сер. XIX века – лишь предтеча России будущего, в этом её главное предназначение.
 
Стоит отметить, что Тютчев не считал Революцию чем-то, абсолютно враждебным России. Скорее, она была фактором нестабильности, который позволял Петербургу влиять на Запад либо внутренне ослаблял этот Запад, разрушал его изнутри, если романо-германская Европа объединялась против России. Отношение к политической публицистике поэта и дипломата за последние 150 лет неоднократно менялось. В сер. XIX столетия политико-философские статьи Тютчева были хорошо известны за границей и малодоступны на Родине мыслителя. Позже, с 1890-х годов, эти статьи стали востребованы для отечественного интеллектуального сообщества. В советские годы историософские воззрения и геополитические проекты Тютчева воспринимались исследователями как заблуждения монархиста. И только сейчас можно осознать правоту и актуальность многих идей мыслителя. Не случайно биография поэта, написанная В.В. Кожиновым, была названа «Пророк в своём Отечестве». Тютчев был близок к славянофилам, многие его тезисы позже повторил Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьёв заимствовал у автора «России и Запада» ряд положений; наконец, для евразийцев, Тютчев стал автором, во многом предсказавшим события бурного ХХ века (достаточно сравнить работы Г.В. Вернадского по истории России, изданные в 1940-50 гг. и образ «Другой России» у Ф.И. Тютчева). В прошлом (ХХ) веке наша страна, пройдя через революцию и гражданскую войну, радикально изменившись внешне, противостояла Западу, призвав себе на помощь Революцию, совершила модернизацию по альтернативной модели, создала в Восточной Европе пояс союзников («Другую Россию») и претендовала на глобальное лидерство. Анализ теоретических проектов Тютчева, сформулированных в эпоху пара и железа, и практики мировой политики в эпоху электричества, радио, атома и спутников, может быть полезным сейчас, в ХХI веке, для лучшего понимания планетарных трансформаций и места в них современной России.
 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения