Скопировав в 1990-е годы у Запада
либерально-демократическую форму, мы наполнили российскую политическую
систему совершенно иным содержанием, причем множественным, почти
хаотичным, коренящимся в нашей истории, в нашем обществе и нашем опыте.
Государство-симулякр
Современная политическая система России представляет собой симулякр. По
определению Жана Бодрийяра, «симулякр — это копия без оригинала». Копия с
копии с копии с копии — и так в периоде, при том, что ухудшение
качества приводит к почти полной утрате сходства с первоначальным
объектом — на сотой ксерокопии с документа уже не только не разобрать
буквы, но фантазия подсказывает само содержание образов — серое на сером
может означать что угодно: телезвезду, картину Шишкина, схему
радиоприемника, армейский парад. Таков симулякр — он что-то всем
интуитивно напоминает, но каждому свое.
Современная российская политическая система была скопирована в 1990-е
с известного оригинала — с западных либерально-демократических обществ
конца ХХ века. Но на российской почве она стремительно изменилась до
неузнаваемости — в этом главную роль сыграли:
- институциональная инерция советского периода;
- социально-политическая психология человека социализма;
- интуитивные?предпочтения традиционного русского общества, чудом
сохранившегося после десятилетий идеологической обработки.
Все три фактора сделали уровень помех столь значительным, что
изначальная западная модель превратилась в «серое пятно на сером фоне» —
пусть разных оттенков, но при желании этих оттенков можно и не
различать.
Идея?либерал-реформаторов 1990-х, творцов современной политической
системы России, была понятна и проста: разрушаем социализм и имитируем
буржуазную демократию Запада, капитализм, рынок, гражданское общество.
Но попытки воплощения этой понятной и простой идеи в жизнь столкнулись с
непреодолимым препятствием: старая система не рушилась, новая — не
созидалась, так как прямое лобовое копирование вообще не учитывало
исторический и социальный контекст России, игнорировало глубинные
тенденции русского общества, не имело никакой внятной и адаптированной к
русской почве исторической модели. На все вопросы — почему в 1917 году
Россия пошла за большевиками? как случилось, что после социализма мы
опять возвращаемся к капитализму? почему мы всегда развивались по пути
конкуренции с Западом? как объяснить самобытность русского пути
развития? и т.д. — давался слишком простой, а потому неверный и
неприемлемый ответ: отставание связано с «врожденной дефективностью
русских, славянским рабством, косностью и склонностью к тоталитаризму,
лизоблюдству перед властью». Что теперь — в новую эру демократии и
либерализма — будет преодолено бравыми младореформаторами. Такая
постановка вопроса никого не убедила, и к концу 1990?х стало понятно,
что на практике реформы свелись к переделу собственности, мошеннической
приватизации и захвату власти прозападными циничными олигархическими
кланами, установившими под либеральными лозунгами
политико-экономическую, информационную и идеологическую диктатуру «новых
господ», «новых русских». Формально эта система называлась
«демократией», юридически закрепила демократические институты и
процедуры, но содержательно представляла собой нечто в свою очередь
«самобытное»: всевластие олигархов и криминалитета, крепко повязанных с
административной верхушкой коррумпированного чиновничества под
прикрытием прозападной городской интеллигенции, после краткого периода
упоения «глотком свободы» впавшей в полную экономическую и
идеологическую зависимость от новых хозяев жизни.
Это и есть политический симулякр современной России. Смотрим с одного
ракурса: перед нами демократическая страна, республика — со свободой
прессы, парламентом, выборами, многопартийностью, институтами
гражданского общества. Смотрим с другого ракурса на тот же объект: перед
нами жесткая вертикаль чиновничьей власти, опирающейся на гигантские
объемы полученных — чаще всего незаконным путем — и кое-как отмытых
материальных активов, сводящих на нет все свободы и права. Меняем угол
зрения: перед нами традиционная для русских монархическая модель с
царем-отцом во главе, всегда ненавистными боярами и покорным
фаталистичным населением, больше всего любящим выбирать одно из одного.
Учитываем информационный сегмент и оцениваем то же общество с позиции
Интернета и телепрограмм: перед нами социум постмодерна, где
раскрепощенный индивидуум энергично рассыпается на части от одного
физиологического импульса к другому, плавает по сетевым ресурсам,
смеется над любыми ценностными системами и не знает никаких ограничений и
барьеров, упиваясь стихией планетарного глобалистского гламура,
остервенелого потребления и новыми технологиями. А если мы учтем и
окраины России, то к этому добавится жесткое социальное расслоение,
местами напоминающее возрождение крепостного строя и даже рабовладения
(примеры чему мы видели на Кавказе, и в частности в Чечне).
Бесспорно, политически Россия — не первое, не второе, не третье и т.д. в
чистом виде. Но вместе с тем она есть и первое, и второе и третье, и
четвертое и т.д.
Это и есть симулякр — каждый может увидеть то, что захочет, и будет
всегда при этом одновременно и правым, и заблуждающимся.
Мы скопировали форму западных демократий, которая в свою очередь
являлась выражением исторического содержания, исторического пути
западных обществ. Но, скопировав форму, мы наполнили ее совершенно иным
содержанием, причем не каким-то одним, но множественным, почти
хаотичным, коренящимся в любом случае уже в нашей истории, в нашем
обществе и в нашем опыте.
Такова сегодняшняя политическая система России — это фантом, карикатура,
недоразумение, замаскированные под норму и даже «успех». Конечно, если
считать, что и западная демократия — это какая-то бессодержательная
чепуха, а вся прежняя русская история — нагромождение недоразумений и
приблизительно такая же бессмыслица, как сегодняшняя Россия, не
лишенная, однако, ни тогда, ни сейчас своеобразного шарма, то вполне
можно поставить современной российской политической системе «зачет».
Действительно, бывали времена и похуже, и пострашнее, да и у Запада
столько своих проблем, что его упреки России — «что же вы, мол, черт
знает что вместо демократии построили» — можно пропустить мимо ушей:
пусть со своими проблемами разбираются, а мы пока «хорошо сидим».
Видимо, так или приблизительно так современное российское политическое
руководство и считает. Получилась, конечно, какая-то ерунда, но, может, и
в этом есть какой-то высший смысл? Может быть, так и надо в России: чем
нелепее началось, тем успешнее все закончится? И на помощь приходят
сказки, услышанные в детстве: про печку и щуку, про скатерть и летающую
ступу, про множество других милых русской душе бестолковых сценариев,
приводящих героя к удачному браку и большому запасу продуктов. Это можно
понять, но это не отменяет социологического определения современной
политической системы как симулякра.
Гетеротелия: сколько может длиться современная политическая система?
Какова прочность этого политического симулякра? Поскольку мы имеем дело с
формой, наполненной смутным и конфликтующим внутри себя разнородным и
противоречивым содержанием, никак к этой внешней заимствованной форме не
подходящим, то сам собой напрашивается вывод: толкни пальцем — и
рухнет. Это химера, а химера — как продукт болезненного воображения —
долго не длится, она рассеивается с первыми лучами утреннего солнца и
здорового мышления. Этот вывод слишком, однако, рационален, чтобы
сбыться в России. У нас нет ничего более постоянного, чем временное, и
ничто не длится так долго и так прочно, как самое хрупкое и хлипкое. В
то же время в момент гранитной?монументальности все рушится мгновенно, в
пыль, без предупреждения. Поэтому с рациональной точки зрения
современный российский политический симулякр должен рассосаться вот-вот,
и даже странно, что он еще раньше не рассосался. А с другой, уже совсем
нерациональной точки зрения, можно утверждать, что, вращаясь на месте и
сопя на болоте, Россия рвется вперед. Если у нас, как говорил герой
Достоевского Степан Трофимович Верховенский, «стоять укоризной можно
только лежа на диване», то медведевское «Вперед, Россия!» — отличный
лозунг для укладывающихся ко сну. Как знать, не начнется ли и это
движение само по себе? Как, например, благодаря проблемам в чужой
экономике или не зависящему ни от кого, кроме как от щучьего
нашептывания или колдовских чар речной русалки, росту котировок нефти и
газа? Русская мощь сегодня — это газ. Это — монументальность газа. Но
газ есть нечто летучее, изменчивое, ядовитое и прозрачное. Алхимик Ван
Гельмонт, который придумал понятие «газ», использовал для этого
голландское произношение греческого слова «хаос». Хаос — наше богатство.
Оно эфемерно, но в волшебной стране угасающего сознания это может
работать. Так что мы вполне можем возразить ошарашенным американцам:
«It works, buddy, it shouldn’t but it does!»
Иными словами, симулякр нашей политической системы, представляясь
эфемерным, может длиться «вечно»; рационально обреченный на скорый
провал, он может простоять «долго»; вопреки его ничтожности он может
обрести своеобразное «величие». Это нельзя сбрасывать со счетов. Так в
нашей истории иногда было, и самая что ни на есть бестолковщина
возносила нас на пик исторической славы. Я не утверждаю, что всегда
именно бестолковщина возносила, но иногда все же она. В науке это
называется «гетеротелией», когда мы ставим одни цели, а достигаем совсем
других, иногда прямо противоположных. Весь черномырдинский язык, столь
хаотичный (по-голландски, «газовый») и эффективный одновременно —
включая «хотели, как лучше, получилось, как всегда», — это изложение
основ гетеротелии и демонстрация риторических фигур, тем более внятных и
убедительных, что игнорируют рациональную логику классической
грамматики и обращаются сразу по делу — к нашему бессознательному.
Альтернатива-1: диктатура формы
Глупейших альтернатив нынешней политической системе России предлагается
предостаточно. У нас каждый — сам себе молодец, а в Интернете (и не
только) не счесть самоуверенных блоггеров, которые не сомневаются, что
знают, что надо России, и для которых «очИвидно», что «все во власти
дураки» и они только одни умные. Хаос порождает хаос, в качестве
побочного следствия продажи газа современная Россия кишит умниками, к
которым добавляются все новые и новые дримеры и лузеры подрастающего
поколения.
Рациональных и ответственных решений — то есть горизонта построения
альтернативной политической системы для современной России — только два.
Они логически вытекают из корректного анализа симулякра и его генезиса.
Вариант первый: приведение содержания в соответствие с формой. Это —
Альтернатива-1.
Это означает, что главными задачами государства и общества становятся
реальная демократизация, либерализация и вестернизация, отрывающиеся от
поверхности и направляющиеся вглубь общества. Такое решение предлагают
как «оппозиционеры» оранжевого толка, так и определенный сегмент
либералов, не порвавших контакты с властью и делающих ставку на
Медведева в противовес Путину (Юргенс, Гонтмахер и пр.). Их проект
заключается в том, чтобы трансформировать российское общество в
соответствии с западноевропейскими и американскими канонами вплоть до
его сердцевины: будучи уверены в универсальности западноевропейских
ценностей не меньше, чем сами европейцы и американцы, они видят самих
себя «миссионерами», обращающими «к истинной вере одичалых
варваров-автохтонов», и в этом качестве им наплевать на местные обычаи;
все они — лишь «требующие искоренения предрассудки». Если Запад
построил чистые города и блестящие машины, одел свое население в модные
костюмы и обеспечил им некоторые материальные и правовые стандарты, а
также относительную свободу, то Запад есть благо, рассуждают они. Будем,
как Запад, будем с Западом, будем внутри Запада или хотя бы на его
окраине, сбоку припека Запада. Нынешний компромисс уродлив и
противоестественен; это недоразумение, клякса, карикатура — довольно
справедливо и объективно ставят либералы диагноз симулякру. На его месте
надо построить новое общество — гражданское, либеральное, основанное на
доминации прав и свобод индивидуума, соответствующее западным
политическим системам не только по видимости, но и по существу.
Для этого надо искоренить две вещи: советское и русское. Советское — как
упорное тяготение к социальной справедливости, общности. Русское — как
веру в доброго царя, патернализм, социальную задумчивость и небрежение
ближними и практическими делами и задачами в пользу мечтательности (в
худшем случае — лени и пьяни, в лучшем — святости и подвижничества).
«Россия без русских» может быть вполне внятной программой такого плана
модернизации, демократизации и либерализации современного общества. Это
было бы логично. Вместо «русских» она должна быть населена
«демократическими». Откровеннее других об этом говорит Валерия
Новодворская, наиболее рациональная, логичная и последовательная
представительница либерализма в России, внешне выглядящая, однако, как
тяжело больная водянкой мозга.
В двойной структуре нынешнего симулякра либералы становятся на сторону
той демократической формы, которая и так наличествует. Они не требуют
менять ее — это уже сделано в 1990-е. Они требуют насытить ее
непротиворечивым содержанием, завершить начатое и запустить новое
общество, созданное из настолько вестернизированных граждан, что они
смогут стать настоящими носителями западноевропейских и американских
ценностей — не в нынешнем двусмысленном и противоречивом сочетании с
внутренним национальным бредом, а кристально чистыми — как в язвительном
дискурсе Латыниной или шахматном взгляде Каспарова.
На первый взгляд кажется, что нам хватило 1990-х, и в ближайшее время мы
на продолжение либерального эксперимента, на его вторую серию не
решимся. Однако кто знает: либеральный проект «Россия без русских», без
русского начала имеет одно преимущество — он формально логичен и
гармонично вписывается в традиции западничества, которые в нашей истории
являются устойчивой константой начиная с эпохи раскола XVII века, если
не раньше. А после Петра это чуть ли не доминирующая идеология русской
политической элиты. Правда, на практике в каждом периоде она остается
лишь «благопожеланием», а на деле утверждается тот или иной симулякр.
Это имеет простое объяснение: русские живучи и упорно сопротивляются их
трансформации в нерусских или упразднению. Вот и остается, чтобы
завершить начатое, покончить все же с ними вообще.
Скажете, нелогично? Куда как логично
Альтернатива-2: восстание содержания
Другим выходом из политического статус-кво является путь обращения к
русскому содержанию и построение на его основе иной политической
системы, отличной от той, которую мы скопировали в 1990-е. Вот с этим —
даже на чисто теоретическом уровне — все обстоит намного сложнее. В этом
случае нам недостаточно снова — в очередной раз — пересмотреть
политическую историю, признать советский строй благом, а реформы 1990-х —
гадостным заблуждением и вернуться к социализму. Социализм стоит на
крови, пассионарном рывке и жесткой диктатуре фанатичной элиты. Ничего
подобного в нашем обществе нет. А просто вернуться к тому, что родилось,
пожило и умерло, невозможно; надо рождать заново, а для этого надо
любить, желать, излучать интенсивную энергию исторической созидающей
страсти. Симулякр ничего породить не может, это бледная немочь.
Еще сложнее вернуться к Российской империи, досоветским временам.
Сословное общество с религиозной доминантой, жестким расслоением,
наследственными имениями, крестьянской общиной, ранним народным
«старообрядческим»?капитализмом сегодня еще дальше от нас, чем советские
времена. И даже если мы присвоим этим периодам положительное значение
по контрасту с либеральной политической моделью 1990-х, этого будет
слишком мало, чтобы получить готовый проект. Тем не менее у нас есть
хотя бы чисто теоретическая конструкция, подсказывающая, что делать в
такой ситуации. Если либерал-демократическая западническая форма
диссонирует с автохтонным содержанием, с русскостью, с целым спектром
уклоняющихся от западной модернизации, самобытных сторон русского
общества (включая его полиэтнические составляющие — как правило, еще
более архаичные), то следует предложить другую форму — не либеральную,
не капиталистическую, не рыночную, не западническую, которая
соответствовала бы структуре этого содержания. Это и было бы настоящим
преодолением 1990-х.
Мысль в этом направлении должна быть полностью свободна от всех
западно-центричных предрассудков. Для нее не должно быть никаких аксиом и
очевидностей. Никакого заранее сделанного выбора: демократия, права
человека, индивидуум, рынок, частная собственность, светское право,
свобода, пресса, парламент, президентство, конституция, равенство,
многопартийность — все гаджеты глобального Запада могут быть поставлены
под вопрос, осмыслены заново, с русских позиций. Быть «поставленным под
вопрос» не значит обязательно быть «отброшенным», «отвергнутым»,
«низринутым». Может быть, совсем нет, но, может быть, и да. Если мы
пойдем по пути выстраивания политической системы в соответствии с
силовыми линиями русского общества — именно такого, какое оно есть, а не
каким его хотят видеть реформаторы и модернизаторы-западники, — мы
будем творить, а любое истинное творчество имеет дело с ничто, с чистым
листом, с ужасом — и, в частности, ужасом натворить что-то не то…
В отличие от либералов, которые действуют по жесткой программе и
критикуют нынешний симулякр с понятных и давно обоснованных
западнических позиций, сторонникам Альтернативы-2 нельзя опереться на
что-то конкретное, нельзя сделать перевод с американского учебника
экономики, политологии или социологии и сказать всем: «Вот она,
абсолютная истина, выучите это и поступайте, как здесь написано; это —
всё». Для Альтернативы-2 эти учебники надо еще написать. Но учебники
пишутся в последнюю очередь, когда великие философы и деятели культуры
уже свое отработали и создали здание цивилизации, только тогда приходят
систематизаторы, энциклопедисты и компиляторы, сводящие все до уровня
руководства, хрестоматии или словаря. Так что Альтернативе-2 явно пока
не до учебников.
Здесь важно хотя бы нащупать первые силовые линии того, какой могла бы
стать русская форма, русская политическая система.
Есть в русском начале несколько свойств, почти безусловно признаваемых
всеми. Русские:
- мечтательны;
- социальны;
- терпеливы, выносливы;
- покорны власти;
- любят большое пространство;
- считают себя великим народом;
- верят в лучшее;
- легко уживаются с другими народами или интегрируют их в себя.
Русская политическая система должна давать этому выражение, и,
следовательно, это должна быть:
- идеократия, то есть система, ставящая над государством и
обществом высший духовный, религиозный или философский идеал;
- социально ориентированное государство (возможно, какая-то версия
народного социализма);
- тягловое общество, понимающее труд как обряд и религиозный долг;
- патерналистская система власти, основанная на метафоре отца, а
не менеджера;
- империя, объединяющая бескрайние просторы;
- мессианская общность, где народ осознает себя носителем миссии;
- культура с ясно очерченным образом будущего;
- политическая система полиэтнического характера, открытая для
принятия в себя различных этносов.
В том, что мы обрисовали, нет ничего нового. Все это так или иначе, в
том или ином сочетании мы встречаем в реальности русской истории, и в
каком-то смысле так мы и понимаем политику, общество, государство
сегодня. Здесь легко можно узнать и Киевский период, и Московский, и
Романовскую империю, и СССР, и наше сегодняшнее понимание того, что и
как должно было бы быть. Остается лишь подобрать этим силовым линиям
современные формы и соотнести их с тем, что имеем в настоящий момент.
Это легко сказать, но не так просто сделать. За каждым понятием, каждым
словом, каждым свойством стоят горы текстов, книг, документов,
исторических справок, правовых кодексов и уложений. Но глаза боятся, а
руки делают. Трудно — не значит невозможно. Конечно, сложнее, чем
Гонтмахеру перевести пособие по менеджменту, но все же вполне доступно
для русского ума и русской воли.
Не собираясь забегать вперед, я не хочу настаивать на том, что
перечислил все главные особенности возможной русской политики или что
все из перечисленного — аксиомы. Это лишь иллюстрация. Серьезный
разговор об Альтернативе-2 — не дело одной вводной статьи. И это также
не дело одного автора — эта задача по плечу поколению, школе, армии,
хотя бы отряду русских, желающих построить свою политическую систему.
2012-й и политическая система
В контексте президентских выборов-2012 напрямую вопрос о политической
системе России не затрагивается. Это может решиться и в духе статус-кво,
то есть в формате симулякра, но может — при определенных
обстоятельствах — приобрести и обостренный характер столкновения
альтернатив. Я не берусь предсказать, как оно случится — тише воды, ниже
травы, или уже не «тише» и не «ниже». Если «тише воды», то не
произойдет ничего. Решат, что Медведев, — будет Медведев; решат, что
Путин, — будет Путин. Кто решит? Само как-то решится, «демократически». А
если само решится, то и дальше, после 2012-го, так все и покатится — то
ли на минутку, то ли навечно.
А что, если не так гладко? В таком случае система-симулякр грозит
распасться на две составляющие. Набор может быть таким: Медведев как
Альтернатива-1 (Гонтмахер — Юргенс) против Путина как статус-кво (как
есть), а может быть, даже и Медведев как Альтернатива-1 (снова Гонтмахер
— Юргенс) против Путина как Альтернативы-2 (русский путь).
Во всех случаях, и даже в еще не описанных нами ситуациях, победу
одерживает «Единая Россия» как надежный и фундаментальный резервуар
политической невнятности, который можно наполнить чем угодно, а можно,
как сейчас, не наполнять ничем.
Это чисто теоретическое предположение, и прогнозы распада нынешнего
политического фантома слишком часто оказывались опровергнутыми. Может
быть, чтобы волки наконец-то пришли, стоит прекратить по каждому случаю и
при каждых выборах истошно вопить: «Волки! Волки!» Хорошо, пусть не
волки. Пусть инерциальный сценарий будет всегда. Убедили.
Трудно сказать, будет ли для России благом, если в 2012-м вопрос о
будущей политической системе в России или о дальнейшем сохранении
настоящего симулякра встанет со всей остротой. В любом случае
представляется, что об Альтернативе думать необходимо, а так как об
Альтернативе-1 все, в общем, продумано и остается только строго
выполнять указания из Вашингтона, то стоит сосредоточиться на
Альтернативе-2, на русской Альтернативе, независимо от того, дойдут ли
до нее руки в 2012-м или нет. Даже если никогда не дойдут, мы должны и
будем думать о ней исходя хотя бы из верности нашей истории, нашему
прошлому и самым высоким, и не симуляционным, а поистине героическим
деяниям наших предков, оставивших нам великое наследие, которое мы в
очередной раз, увы, некрасиво проматываем.
Александр Дугин
|