Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Cоциология пространства А.Ф. Филиппова: реферат

25.05.2011
Cоциологии пространства А.Ф. Филиппова: рефератПредлагаем вниманию читателей портала Центра консервативных исследований реферат студентки социологического факультета Светланы Птицыной, выполненный в рамках курса проф. А.Г. Дугина Социология геополитических процессов.
 
Содержание: Введение; 1. Пространство и социологическая теория; 2. Теоретическая логика социологического пространства; 3. Социология пространства Г. Зиммеля; 4. Тела и пространства; 5. Социология места. Место, движение; Заключение; Список литературы.

Введение

В данном реферате представлен теоретический анализ книги А.Ф. Филиппова «Социология пространства». В социологии очень трудно принимать в расчет пространство и вместе с тем пользоваться привычным аппаратом теории. В наши дни о пространстве много говорят философы и культурологи, социальные географы и антропологи.

Не используя термин «социальное пространство», но, по сути, занимались данной проблемой К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и мн. др. Г. Зиммель написал работу «Социология пространства», в которой характеризуется социальное пространство как бездейственная форма.

П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Т. Парсонс в своей теории ввел понятия «территориальность» и «резидентное размещение».

П. Бурдье[1] представляет социальное пространство как рационально структурированную и сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных типов капитала.

  А.Ф. Филиппов различает понятия «пространство» и «социальное пространство». Под пространством он понимает общий термин для обозначения мест, регионов, территорий, зоны и т.п. Пространство – это смысловая схема порядка сосуществования тел, мест и позиций. Социальное пространство понимается им как: 1) во-первых, порядок социальных позиций, сосуществующих таким образом, что занятие одной позиции исключает занятие другой, подобно тому, как в физическом пространстве вещи одной и той же природы не могут занимать в одно и тоже время одно и то же место; 2) во-вторых, характеристика любого пространства, поскольку его составляющие имеют социальное происхождение; 3) в-третьих, физическое пространство, поскольку на него проецируется принцип распределения и соотнесения социальных позиций[2].

Пространство и социологическая теория

Говоря о пространстве как одной из отраслей социологии, А.Ф. Филиппов отмечает, что социология неоднократно меняла свой облик. Она никогда не была единой наукой. Вследствие этого сложно сказать, насколько далеко зайдет современное преобразование облика социологии, связанное с повышением интереса к пространству.

По мнению автора, характер достижений социальной науки, а также ее продуктивность и общественное значение имеет непостоянный характер. Даже если наука достигнет успеха в исследовании общества, то смена социальных тенденций все равно вскоре приведет к тому, что самые свежие данные вскоре потеряют свою актуальность.

Социальная наука должна вносить основной вклад в решение острых проблем общества. Как говорил Дюркгейм, для того, чтобы стать наукой, социология обязана изучать “социальные факты”, а также исследовать социальные институты с той же объективностью, с какой ученые изучают природные явления. Первым и наиболее известным принципом социологии Дюркгейма является: “изучайте социальные факты как вещи!”[3] Под этим он подразумевал то, что социальная жизнь может быть подвергнута столь же строгому анализу, как и природные феномены.

В социологии находит свое выражение опыт социальной жизни. Также если у нее есть какие-либо специфические особенности, то они найдут отражение не только в данных эмпирических исследований, но и в теоретических понятиях и обобщениях. В современной социологии придают огромное значение отличиям современных обществ от обществ, существовавших ранее, чем, например, различиям между реально сосуществующими регионами. Проблемой книги А.Ф. Филиппова является то, насколько в современном мире эта специфика сохраняется вопреки явлениям глобальной унификации, в какой степени имеет место глобальная унификация, а также насколько области особого социального опыта совпадают с привычными границами государств и регионов. Автор называет эту проблему проблемой пространства, которая была значима и она для теоретической социологии от классических концепций до современных.

Теоретическая логика социологического пространства

А.Ф. Филиппов подчеркивает, что теоретик, ориентированный на проблемы теоретической логики, концентрирует больше ресурсов, чем может быть использовано в теории. Ученый наиболее полно исследует логические возможности совмещения способов рассуждения.

Теоретическое осмысление подразумевает то, что для описания и объяснения событий опыта, который фиксируется исследователем как дотеоретический, пытаются найти или сконструировать адекватные понятия и высказывания, имеющие для данного научного сообщества силу теоретических. В системе научных коммуникаций существует довольно высокий уровень абстракции, а также свое представление о дотеоретическом опыте. Иметь для социолога дотеоретический опыт – это значит иметь интуицию различения и преобразования социального.

Филиппов считает, что исследователь, наблюдающий социальные события, в большей степени должен принимать в расчет не само пространство взаимодействия индивидов, а то значение, которое придают пространству взаимодействия. Кроме того, он должен различать свое видение пространства и видение пространства участниками того или иного взаимодействия, т.е. социальное представление о пространстве. Наблюдатель разделяет два вида социальных представлений о пространстве: во-первых, пространство, представляемое и имеющее место для участников взаимодействия, во-вторых, пространство как смысловую тему, как нечто обсуждаемое и структурирующее коммуникацию. От объективного размещения тел и способов его систематизации наблюдатель отличает множество социальных определений участников взаимодействия. Таким образом, социальное пространство – это порядок единовременного многообразия, порядок сосуществования вообще. Кроме того, наблюдатель может рассматривать пространство как нечто обозримое и как большое пространство, охватывающее непосредственно созерцаемые места.

Исследование в области теоретической логики, по мнению А.Ф. Филиппова не бессодержательно. Оно должно включать в себя  высказывания, которые относятся к действительности, выступая, таким образом, в качестве определенного теоретического осмысления.

Специфика «теоретической логики в социологии» заключается в следующих параметрах:

1.     Особое значение исследования по теоретической логике приобретают в том случае, когда в нашем распоряжении нет бесспорных и общепризнанных теоретических конструкций, которые могли бы подойти для описания всех важнейших обстоятельств дотеоретического опыта.

2.     Факты, подлежащие теоретическому осмыслению, должны принадлежать к той области возможных фактов, которая определяется в теории.

3.     Напряжение между теорией и действительностью возрастает с особой силой тогда, когда в нашем распоряжении имеется несколько теоретических концепций, которые могут конкурировать между собой. Причем ни одна из них не является исчерпывающей и всеобъемлющей. Таким образом, решение в пользу одной из них не может иметь теоретического обоснования и является интуитивным и вненаучным.

4.     Состоятельность теории, а также ее способность быть чем-то большим, нежели тавтологическая дедукция, предполагает существование определенного пространства и событий вне разрабатываемой теории.

5.     Интуиции пространства столь же неизбежны, как и сложны. Кроме того важны различия между местом наблюдателя и местом участников взаимодействия. На этом основана концептуализация пространственной интерпретации того или иного социального события.

6.     Социологическая интерпретация пространственности взаимодействия может быть противопоставлена позитивному (научному) подходу к пространству как общей идее порядка.

Социология пространства Г. Зиммеля

Как и многие другие темы, социология пространства получила у Г. Зиммеля первоначальную глубокую разработку, однако так и не была доведена до систематического изложения. Пространство, по его мнению, это форма, а форма не действует. Отдельные части пространства, утверждает Зиммель, синтезируются душой, они и имеют значение[4]. Есть определенное пространство, выступающее в качестве формы, которая быть не может действующей причиной. Помимо этого есть отдельные части пространства, и именно деятельность души по расчленению пространства и синтезу его частей подлинно важна. Г. Зиммель характеризует социальное пространство как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов.

Зиммель открывает нам непосредственную, эстетически внятную многоцветность социальных смыслов пространства. Он не развивает эти идеи в социологическом ключе, однако они служат ориентирами для последующих исследований.

Социология пространства не является теоретическим изобретением Зиммеля. Она также вписывается и в представления многих философов и теоретические концепции ранней социологии. Поскольку социологическая классика в значительной мере повлияла на позднее сформировавшиеся концепции, занимающие доминирующее положение, то и социология пространства, как и общая социология, становится не новацией, а результатом использования существующих теоретических ресурсов, которым до сих пор уделялось недостаточное количество внимания.

Социология коренным образом отличается от версий пространственного (географического) детерминизма (климатического, ландшафтного и т. п.). Социолог, подобно географу, имеет дело не с пространством в общем значении, а с определенными значимыми фрагментами пространства, значение которых не сводится к комплексу объективных детерминант, будь это размер территории, особенности ландшафта и климата, наличие или отсутствие природных границ.

Подлинно социальное значение имеет смысл пространства или фрагменты пространства, которые мы называем территориями, местами и регионами. Смысл пространства не может быть произвольно приписан любому участку территории, но он и не связан однозначно с ее объективными, описанными позитивной наукой характеристиками[5]. Смысл территории, границы, пребывания, места и движения обнаруживается в практике социальной жизни.

Важно отметить, что близость и удаленность, наличие или отсутствие своего места, идентификация местоположения человека или группы с малым или обширным пространством, пустота, нейтральность пространства и многое другое суть сугубо социальные определения. Социальная жизнь устроена таким образом, что все эти характеристики могут получить как чисто социальное, так и дополнительное значение объективных дистанций. И задача исследователя состоит в том, чтобы аналитически различать разные уровни описаний и разные стороны многообразного феномена.

Тела и пространства

А.Ф. Филиппов разработал концептуальный каркас социологии пространства, который представлен ниже (Таблица 1).

 

I.Интуиции пространства наблюдателя

II.Нерефлек-тируемое значение пространства для наблюдаемых

III. Пространство как тема коммуникации наблюдаемых

А. Место

АI. Место наблюдателя

АII. «Чувство места» участ-ников взамо- действия

АIII. Тематизация места как предмета борьбы и договора, области проживания и деятельности

В. Место мест

BI. Место мест наблюдателя

ВII. Практиче-ская схема про-странства уча-стников взаи-модействия

ВIII. Тематизация территории по образцу тематизации места, внятное обговаривание территории

С. Объемлющее пространство

CI. Идея пространства наблюдателя

СII. Общая идея пространства участников взаимодействия

СIII. Геометрия, физика, философия, космология, теоретическая география и геополитика

  Таблица 1. Концептуальный каркас социологии пространства

Позиция А (АI) характеризуется тем, что наблюдатель идентифицирует себя как того, кто занимает место в пространстве, и по этой причине может наблюдать за пространством чужого взаимодействия. Практическая идентификация места практически всегда соотносится с контекстом действия. Схема позволяет действующему субъекту, с одной стороны, идентифицировать место как единство, а с другой, — как некоторую совокупность мест или часть какого-либо другого места, воспринимаемого как единство.

Позиции ВIII подразумевают, что каждый участник взаимодействия занимает некоторое положение (место). Однако важно отметить, что отношение участника взаимодействия к месту самого взаимодействия не такое, как у наблюдателя. Следовательно, пространство – это не сумма мест, единовременно занимаемых участниками, подобно тому, как место одного участника (по той причине, что он идентифицирует свое место в течение некоторого времени) не исчерпывается событиями его пребываний. Каждый участник взаимодействия знает место своего пребывания, подобно тому, как наблюдатель знает свою позицию.

Одной из ключевых проблем социологии пространства, как отмечает автор, является большое пространство. По мнению А.Ф. Филиппова, достраивая цепочку основных понятий до большого пространства, мы не просто усиливаем логическую сторону концепции, но принципиальным образом меняем сам характер социологического теоретизирования[6].

Место наблюдателя является центральным и наиболее важным пунктом концептуализации пространства в социологии. Место наблюдателя подразумевает под собой комплексное событие-пребывания и событие-наблюдения, которые связаны с операциями наблюдения и взаимодействия. В действии имеет силу не понятие, не образ, не общее представление о пространстве. В нем применяется практическая схема пространства, позволяющая перемещаться с места на место и воспринимать данное место как одно из множества возможных.

А.Ф. Филиппов считает, что исследование места и практической схемы места мест позволяет обнаружить пересечение социологии пространства и социологии времени. Работа с данными категориями предполагает идею движения, перемещения тел, а значит и разделения событий на «теперь», «прежде» и «после». Поэтому временной горизонт нельзя отделять от исследований пространства.

Социология места. Место, движение

А.Ф. Филиппов полагает, что место – это некоторый элементарный смысловой комплекс; территория, воспринимаемая как неделимое единство. Каждое место созерцается и постигается как нечто данное. Кроме того существует определенная иерархия мест, располагающихся одно внутри другого, большего, затем еще большего, вплоть до большого пространства. Также  суть места заключается в перемещениях и действиях, а иерархия мест не только ставится под вопрос при переходе к большому пространству, но и зависит от того, какого рода были идентификации места.

Любые определения зон, территорий и границ имеют приблизительный характер. Территория различается как «личная» или «социальная». Она является областью борьбы и договора, чувства уверенности или чувства уязвленности. Место — это определенный элемент, неразложимая единица территории, оно носит черты территории, определяемой в понятиях и практических схемах. Также не следует принимать на веру господствующие, самоочевидные представления о территориях, регионах, зонах, местах и т. п. Социолог должен знать, что, например, ни одна карта административно-территориального деления не является для него главным, руководящим документом.

Места в пространстве маркированы для нас, они более или менее внятно взывают к опознанию: не только массивные вещи или символические линии, не только охрана или стена обозначают отдельное место. Место может быть маркировано самым причудливым образом. Все, что открывают нам органы чувств, не обязательно прямо свидетельствует о пространстве, но дает намек, наводку на то, что где-то здесь пролегают границы, где-то здесь пространство организовано чувственно внятным образом.

Заключение

По мнению самого автора, в книге «Социология пространства» ему удалось установить, что существование подобной дисциплины возможно. Относясь к разделу общей социологии, она вместе с тем имеет и свою собственную предметную область. Этой областью является не пространство само по себе, а социальные события. В предметную область входит многообразные социальные места и регионы, человеческое тело, поскольку оно занимает место, перемещается с места на место и является носителем органов чувств, роль которых в определении пространственных довольно велика. В нее также входят общие идеи, общие представления о пространстве.

  Список литературы

1.     Бурдье П. Социология социального пространства. — М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

2.     Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.— М.: Канон, 1995.

3.     Зиммель Г. Социология пространства // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. - М., 1996. Т.2.

4.     Филиппов А.Ф. Социология пространства. – Спб.: Владимир Даль, 2008.



[1] Бурдье П. Социология социального пространства. — М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

[2] Филиппов А.Ф. Социология пространства. – Спб.: Владимир Даль, 2008.

[3] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.— М.: Канон, 1995.

[4] Зиммель Г. Социология пространства // Зиммель Г. Избранное: в 2 т. - М., 1996. Т.2.

[5] Филиппов А.Ф. Социология пространства. – Спб.: Владимир Даль, 2008.

[6] Филиппов А.Ф. Социология пространства. – Спб.: Владимир Даль, 2008.

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения