 Этот праздник, появившийся в 2005 году, практически на наших глазах становится привычным, вытесняя из коллективного бессознательного «день седьмого ноября». В масштабах нашей многовековой истории этот процесс можно назвать стремительным. Значит, День народного единства оказался настоящим, а не искусственным праздником? Корреспондент КП спросил об этом известного российского политика и философа Александра Дугина. Именно он 4 года назад подал в мэрию Москвы заявку на первый «Русский марш» 4 ноября. Ожидалась тысяча участников, а пришло в десять раз больше...
ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ АДЕ
- Александр Гельевич, а как, собственно, родилась идея этого праздника?
- Во-первых, это было правительственное решение - придание дню 4 ноября статуса общегосударственного праздника, Дня единения.
- Но почему именно эта дата? Были же, наверное, и другие варианты?
- Праздник имеет фундаментальное значение для нашей истории. А кроме
того - он уникален тем, что это еще и праздник иконы Казанской Божией
Матери. Праздники икон Божией Матери как отдельные праздничные дни -
специфика именно русского православия. В других христианских
конфессиях, такого нет - обычая почитать чудесное появление чудотворных
икон.
- А историческая подоплека?
- Это дата окончания Смутного времени и освобождения Московской Руси
от польско-литовских оккупантов, которые сидели в Кремле. Это была
переломная точка в нашей истории. Уже чувствовалось скорое
провозглашение новой монархии, жесткой централизованной власти,
собирания русских земель после тяжелейших смут. Ведь были подлость и
предательство политических элит - боярства и дворянства, которые
метались между Кремлем и Лжедмитриями (вначале первым, затем вторым).
Приглашение шведов Василием Шуйским, приглашение поляков остальной
российской знатью. То есть это был период настоящего кошмара, ада
русской истории.
Но в 1612 году проявились силы, которые действительно стали
символами русской государственности. Кто это был? Это в первую очередь
был народ.
О РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ
- Я помню еще по школьному учебнику истории, что в этот день странным образом объединились самые разные политические силы...
- Народ тогда воплотил себя в русском ополчении, освободившем Русь.
Поэтому, если угодно, это праздник русской демократии! Ведь это редкий
случай, когда простые люди сказали свое решающее историческое слово в
судьбе нашего государства. Подвиг народного ополчения, если угодно,
пассионарность народных масс изменили ход истории. На фоне
предательства боярства и политической элиты того времени это было
что-то удивительное.
Второе. Это праздник участия церкви в делах. То есть Русская
православная церковь не устранилась от политической истории, не пошла
на поводу у временщиков, но твердо сказала свое слово,
продемонстрировала свою духовно-державную позицию. Тогда от лица
русских патриархов мы услышали: только независимость, только свобода,
только восстание против иноземной оккупации. И без этого голоса трудно
сказать, решились бы или нет народные массы на свой героический подвиг.
Конечно, важно, что к этой патриотической освободительной борьбе
подключилась сама элита. Князь Пожарский был как раз символом и образом
того, что не все боярство, не вся знать являются продажной, исторически
безответственной. Что есть и в этом высшем сословии силы, которые
понимают истинные цели России.
Вот объединение народа, церкви и патриотической части элиты - это то, что мы празднуем 4 ноября.
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТИ
- Мы вообще представляем собой свободное суверенное государство лишь
благодаря событиям 1612 года. Не будь его, трудно сказать, по какой
линии развернулась бы русская история. В те годы мы фактически были
расколоты, разрознены, большинство наших территорий было оккупировано -
и с запада, и с юга. В стране было введено внешнее управление. Это
очень напоминает 90-е годы и другие смуты. В русской истории часто были
такие, увы, печальные ситуации, когда мы стояли на грани пропасти.
Потому, я думаю, этот день абсолютно по достоинству был сделан
национальным праздником. Он бесспорен.
- Но четыре года назад объявление этого праздника далось, мягко говоря, с трудом. Почему?
- В те годы патриотическое начало в нашем народе мы как-то стыдливо
прятали. Мы стыдились называть себя русскими, прятали глаза, когда речь
шла о наших великих победах. Единственное, что мы любим выставлять
напоказ, - это наши ошибки, негативные стороны. Вот с этим мы носимся
как с писаной торбой. Вот такая закомплексованность в отношении нашей
национальной идентичности, страх перед словом «русский», перед
сочетанием «русская культура», «русская история», «русская традиция», и
повлияли на то, что этот праздник пытались приватизировать силы
нездорового экстремистского толка...
- Сейчас постоянно напоминают о многонациональности России. Это основная претензия к слову «русский»...
- По некоторым историческим реконструкциям, не очень, может быть,
обоснованным... Есть такая историческая легенда, что основатель второго
народного ополчения был татарином. И это вполне могло быть. Я разбирал
исторические источники. Это не очень подтверждается, твердых
доказательств этому нет. Но это вполне могло быть, это вполне
правдоподобно. Потому что в Нижнем Новгороде очень много было
тюркского, татарского населения. И он вполне мог быть и татарином.
Среди татар традиционно было много русских патриотов.
К сожалению, поскольку у нас понятие «русского» до сих пор в загоне,
этим пользуются, из этого извлекают свою выгоду экстремистские
маргинальные группировки, которые пытаются спекулировать на
нерешенности и даже на непоставленности проблемы нашей национальной
идентичности.
О ПРОДАЖНЫХ ЭЛИТАХ
- Каждый год перед Днем народного единства обостряются
политические баталии. Не в Думе, а на площадном политическом поле. И ни
о каком единстве там нет и речи...
- Это очень печально, потому что изначально была идея собрать
здоровых обычных людей, молодежь и пройти маршем в честь этого
праздника. Но провокации начались сразу же. Экстремисты
фотографировались с поднятой правой рукой... Этим немедленно
воспользовались люди, которые агрессивно относятся к русской истории. У
меня даже складывается впечатление, что русофобские круги общества -
либеральные и радикально-националистические - тут координируют свои
действия. Мне кажется, они подыгрывают друг другу, пытаясь исказить,
изгадить по возможности прекрасное, благое всенародное празднество.
Конечно, доказать это сложно, но явная близость русофобов и неонацистов
видна.
У России до сих пор много врагов. Как было когда-то - и оккупанты
были, и предатели, и продажные элиты, - так и сегодня. И особенно этот
праздник - кость в горле тех, кто мыслит себя современными
Лжедмитриями, которые хотят остановить возрождение России. И
одновременно, я думаю, это кость в горле у тех, кто очень боится
русской демократии. Потому что русская демократия в отличие от
абстрактных конструкций - это очень патриотическое явление. Думаю, для
нашего олигархата и коррумпированной части российской элиты это
страшный праздник.
Источник: КП.Ру
|