Несмотря на то, что мировая консервативная мысль имеет достаточно долгий генезис, в России консервативная идеология долгое время оставалась невостребованной. Лишь с недавних пор многие российские интеллектуалы взялись за популяризацию богатого наследия русских и зарубежных консерваторов.
Пока ещё русский консерватизм далёк от положения главенствующей
идеологии в России. И это крайне плохо. Плохо не только для России, но и
для земель, входивших в состав сначала Российской империи, а затем и
Советского Союза. В постсоветских республиках о консерватизме, как
правило, либо ничего не слышали, либо если и слышали, то не могут
составить о нём внятного представления. И это ещё пол - беды. Гораздо
опаснее, когда консерватизм «приватизируют» партии бесконечно далекие от
истинного понимания консервативных идей, и скатывающиеся к банальному
шовинизму. Именно так обстоит дело на Украине.
Из множества политических сил только одна украинская партия подчёркивает
свою приверженность консервативным ценностям – это Украинская
Национальная Консервативная Партия (УНКП) под руководством её
бессменного лидера Олега Соскина. Несмотря на то, что
УНКП существует с 1992 г., о ней мало кто слышал. Причин тому много, и
одна из них – сходство программных установок партии О. Соскина с
манифестами самых закоснелых украинских националистических движений.
Из
всеобщего хора однотипных голосов, твердящих о присущей Киеву
европейской консервативности и ругающих всё русское, голос О. Соскина
ничем не выделяется. Тот же набор русофобских штампов. Но важен
следующий момент: на Украине сложилась ситуация, когда консерватизм
отдан на откуп националистам. Они «присвоили» его себе и пытаются
втиснуть консервативную идеологию в узкие рамки украинской русофобии.
Если это сделано осознанно, тогда понятно, зачем. Если же неосознанно,
тогда приходиться удивляться тождеству, проводимому между украинским
национализмом и украинским консерватизмом некоторыми политиками.
Сам
факт того, что УНКП была создана в Львове, столице украинского
национализма, говорит о многом. И это наносит определённый отпечаток на
её программную деятельность. Эта деятельность – выражение галицийского
консерватизма, замешанного на взаимоисключающем и парадоксальном
единении украинского этноцентризма, польского духа и вражды ко всему
польскому.
Не случайно среди теоретиков украинского
консерватизма прошлого столетия одним из выдающихся считается польский
шляхтич Вячеслав Липинский. Но идеи В. Липинского
отдавали польской заносчивостью. Его называли «хлопофобом» - человеком,
презирающим простой украинский люд, и видевшим элиту в «кресовой»
польской шляхте, наделяя её идиллическими чертами. Сам В. Липинский,
как поляк, подвергал украинских националистов жёсткой критике. Он,
видимо, не предполагал, что в ХХ в. украинский национализм попытаются
скрестить с консерватизмом. Но такой консерватизм - не универсальная
теория, а местечковые политические убеждения 15 % населения западной
части Украины, которые пытаются привить остальным 85%. Географически
такой консерватизм локализуется исключительно территорией
западноукраинских областей: там он живёт, развивается и дышит. Остальной
Украине этот консерватизм чужд, и у него никогда не было, и нет
массовой поддержки в других регионах. Но в информационном пространстве
УНКП старается привить мысль о том, что украинский национализм и
украинский консерватизм, если не одно и то же, то очень близкие
идеологии.
Какие традиции присущи одновременно украинскому
национализму и консерватизму О. Соскина настолько, чтобы их можно было
поставить рядом? Где они сплетаются в единый узел? Безусловно, это
русофобия. Другие консервативные ценности, такие как семья, патриотизм,
вера присущи и другим политическим движениям, не замаранным русофобскими
выпадами. И только неприятие всего русского на животном уровне роднит
националистов и апологетов УНКП. По сути, такой постановкой вопроса О.
Соскин придаёт горячечной русофобии право называться традицией
украинского народа! Ведь консерватизм – это, прежде всего, верность
Традиции. Традиции с большой буквы, как выразительнице нравственного
народного лика. Но консерватизм в исполнении УНКП придаёт лику
украинского народа бешено–глупое выражение. Консерватизм О. Соскина –
конфликтный консерватизм, агрессивный и настроенный заранее на вражду с
Россией.
Консерватор всегда немножко геополитик. Пошёл по этой
проторенной стезе и О. Соскин. Его идеи построения геополитического
треугольника Украина – Польша – Германия в противовес России больше
похожи на новоиспечённые политические проекты, зачинаемые западными
либералами в Вашингтоне.
Постулаты УНКП грешат
противоречивостью. Именуя себя консерватором, её руководитель
проповедует откровенно либеральные ценности. Такие, как торжество
рыночной экономики, концепцию понятого на западный манер «свободного
общества» и идеи политического противостояния с Россией, полностью
совпадающие с геополитическими устремлениями западных «демократов» и
«любителей прав человека». Но с каких пор для земель, входивших в состав
Киевской Руси, стало традицией ориентироваться на Брюссель и Вашингтон,
НАТО и ЕС? Поскольку превратно понятый консерватизм в руках О. Соскина и
его апологетов ничем новым не отличается от заявлений польских и
западноукраинских русофобов, то для остальной части Украины гораздо
ближе консерватизм универсальный, без примитивного этноцентризма. Идеи
русских консервативных мыслителей остаются крайне востребованными на
Украине. В условиях непрекращающихся идеологических «качелей», когда
страну влечёт то на Запад, то на Восток, всеобъемлющая идеология просто
необходима. Что может объединить патриота – традиционалиста из
центральных регионов страны с его коллегой на востоке? Единство
традиции, единство веры, единство политической идеи. И без
консервативного подхода здесь не обойтись. Необходимо вырвать инициативу
из рук тех, кто проповедует лживые «ценности», выдавая их за истину.
Попытки
УНКП создать спайку политический консерватизм – украинский национализм
крайне опасны и для Украины, и для России. Пришло время общерусского
консерватизма на Украине, не замутнённому навеянными нам внешней
пропагандой идеями о некомплиментарности русской и украинской Традиции.
Владислав Гулевич
|