В Москве 4 декабря прошел международный форум антиглобалистов. Он состоялся на базе Российского Государственного торгово-экономического университета и собрал представителей различных общественных движений, партий, экспертных сообществ из стран Европы и Ближнего Востока. После приветственного слова председателя конференции, ректора университета Сергея Бабурина было объявлено о регламенте конференции и началась работа ее участников. С видео обращением к участникам конференции выступил известный политический деятель из США Линдон Ларуш (он не смог участвовать лично на мероприятии в Москве по состоянию здоровья). Лидер ПСПУ Наталья Витренко посвятила свой доклад Украине в контексте однополярной глобализации.
Далее президент академии геополитических проблем Леонид Ивашов акцентировал внимание на неизбежности будущих конфликтов, которые США будут вести за природные ресурсы. Цитировались документы Пентагона и программа внешней политики США, исходя из содержания которых были очевидны немиролюбивые замыслы политиков из Вашингтона. Гость из Германии Юрген Эльзессер – журналист и публицист, специализирующийся на международных отношениях, вместе с критикой нового мирового порядка предложил конструктивный подход – это консолидация народов и стран материка перед лицом нивелирующей глобализации made in USA и мирового правительства. По словам Эльзессера, для выхода человечества из сложившейся ситуации, которая угрожает благополучию всех народов, необходимо объединение под эгидой евразийской интеграции – от Лиссабона до Владивостока. Исраэль Шамир, который прибыл из Израиля, и рассказал о своем видении решения мировых проблем. Как очевидец многолетней борьбы между израильтянами и палестинцами, Шамир предложил инструменты для установления мира на Ближнем Востоке. Жарко Томанович (Черногория) представлял европейское движение «Наши корни». Движение выступает против вступления страны в НАТО и в связи с этой кампанией собирает подписи среди населения. Также, по словам Томановича, большинство черногорцев настроено на сохранение православной культуры на Адриатике и тесном сотрудничестве с Россией. Распад союзной республики Сербия и Черногория, по словам гостя, явился следствием манипулятивной политики внешних сил.
Татьяна Шишова, координатор «Антиглобалистского сопротивления» представила доклад на тему ювенальной юстиции. Данный инструмент разрушения традиционной семьи по словам Шишовой уже активно применяется в регионах Российской Федерации. Также появляются новые законы, которые могут привести к необратимым последствиям (например, дети в возрасте от 8 лет уже могут проводить свои митинги и демонстрации, также подобные изменения могут привести к тому, что даже уличные наркодилеры смогут избежать уголовного преследования).
Главный редактор портала «Геополитика.ру» Леонид Савин, представлявший Международное «Евразийское движение, акцентировал внимание на необходимости выработки новой политической модели, которая вместе с отмиранием либерализма и спадом третьей волны глобализации, будет способствовать установлению глобализации во благо народов и обществ устойчивого изобилия. Как практический инструмент была предложена схема создания локальных денег, построенных по принципу демереджа и механизмы противодействия информационным войнам (так же как и создание нового антиглобалистского дискурса). Другими участниками рассматривались экономические, политические и культурные аспекты, связанные с глобализацией и было предложено создание постоянно действующего органа, координирующего работу антиглобалистов и способствующего обмену информацией.
На конференции также присутствовал посол Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев и экс-посол Югославии в РФ Борислав Милошевич, представители Приднестровсокй Молдавской Республики, Турции и Польши.
Стоит отметить, что на конференции отсутствовали сторонники либертарианских движений, что характерно для западноевропейских антиглобалистов. И хотя было много сторонников левых теорий и классовой борьбы, было принято решение не акцентировать идейные противоречия, если они имеются, а консолидировать усилия по борьбе с общим врагом.
В завершении конференции председатель Международного союза славянских журналистов Йоле Станишич выступил с речью о двух смертях и двух судах, где второй суд – поэтический подведет черту под эпитафией тем, кто борется за идеи справедливости, воспев их подвиги на века и тем, кто несет зло однополярной глобализации, приговорив их к презрению среди народов.
Тезисы доклада, прочитанного главным редактором портала "Геополитика.ру" Леонидом Савиным на международной конференции "Земля, живи! От вражды к сотрудничеству цивилизаций". Москва, Российский Государственный Торгово-Экономический Университет, 4 декабря 2009 г.
Первая волна глобализации связана с эпохой великих открытий до начала Первой мировой войны. Вторая волна – от 1947 до 1991 гг. – это время постялтинского мира и Холодной войны. Третья волна началась в 90-х гг. и продолжается до нынешнего момента, породив множество эффектов, таких как виртуализация экономики, реколонизация, появление обществ сетевого типа. Как отмечает ряд исследователей обратная волна глобализации, исходящая из развивающихся стран способствует экономическим изменениям в этих регионах, приводя к дисбалансу субъектов международной политики, и если эта тенденция сохранится, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Необходимо новое идеологическое мышление
Человек имеет историческое мышление, рассматривая себя во временно-пространственной перспективе. Здесь можно выявить связь с обозначаемым субъектом истории и господствующими идеологиями в тот или иной период. Если тоталитарные идеологии видели субъектом истории государство, то либерализм рассматривает субъектом истории индивидуума, оторванного от комплекса культурного наследия и межсоциальных связей. Однако, никто не рассматривал как субъект истории народы в процессе своего чистого бытия, со всем богатством межкультурных связей, традиций, этнических особенностей и мировоззренческих установок.
После трех политических теорий (либерализм, марксизм и фашизм), которые показали свою несостоятельность и трех волн глобализации (смена трех обществ - традиции, модерна и постмодерна, а также экономических моделей – натуральный обмен, монеты, банкноты, которые также указывают на три цикла) необходима выработка новой политической теории, которая сформирует четвертую волну, качественно отличную от трех предыдущих, и где основным действующим субъектом, как уже было сказано, будут народы. При этом, важно не формирование оппозиции и движений по принципу «анти», а выработка конструктивного контркредо, которое по мнению З. Бжезинского сможет разрушить глобальное доминирование США.
Архетипы, война и экономика
Существует связь между коллективным бессознательным и экономическими моделями. Этос определенного народа, связанный с мировоззренческими установками, влияет на формирование моделей общественного поведения и хозяйственного уклада. Исламская экономика отрицает процентный рост. В православии экономика – это прежде всего домострой. Во многом современая либерально-рыночная экономика построена на протестантской этике, что убедительно доказал Макс Вебер. Американский исследователь Бернар Лиэтар утверждает, что нынешняя мировая монетаристская и финансовая система основана на патриархальном архетипе, при котором деньги являются средством для накопления. Финансизм и спекулятивные рынки привели к созданию экономических симулякров, подрывающих жизнедеятельность социальных систем. Кром того, экономическая конкуренция, характерная для либерального уклада, напрямую связана с риском войны. Если не происходит своевременного отвода энергии посредством траты, то она неизбежно расходуется путем катастров (Жорж Батай). Однако в истории были случаи, когда работал другой архетип, основанный на матрифокальном принципе – Древний Египет, высокое Средневековье и др., где локальные деньги действовали по принципу демереджа и являлись средством обмена. Гетеродоксальные экономические теории (Шумпетер, Гезель, Сисмонди и др.) представляют собой альтернативу, которая работает во благо общины, что было подтверждено экспериментами с региональными деньгами. Денежные системы LETS, Time Dollar, WIR, представляющие собой деньги взаимного кредитования и являются беспроцентными до сих пор представляют прекрасный образец экономической солидарности внутри общества.
Хотя, по предположению ряда исследователей, переход к модели тесного взаимодействия стран и народов должен был привести к уменьшению вероятности конфликтов, появление новых моделей общества привело к новым формам войн. Они наложились на военную стратегию США, применяемую ими для продвижения национальных интересов. Вначале на практике была применена теория "стратегического паралича" (Ирак, Югославия, Афганистан) - в основном инструментом служили ВВС США. Затем для ВМС была разработана новая концепция, получившая название сетевых или сетецентричных, и по замыслу их архитекторов такие войны ведутся во время конфликта, кризиса и мира и влияют на поведение врага, союзника и нейтральных сторон (Себровски, Гартска). Позже из чисто военного приминения они перешли в сферу социально-культурную, экономическую, дипломатическую и др., а время их начала и заверешения крайне неопределенны, а активным субъектом выступают не только государства, но и транснациональные корпорации, НПО, религиозные объединения, преступные группировки и политические партии. Другими словами, сетевые войны ведутся всегда и против всех. Bellum omnium contra omnes Гоббса распространилась на весь мир, в котором функции Абсолютного государства - Левиафана хотят исполнять США.
Ключевым моментом в таких войнах является информация, точнее ее своевременное получение, обработка и прокачка по каналам коммуникации, что позволяет создавать эффект своевременной и надлежащей осведомленности среди своих и перекрытие доступа к информации для чужих (классический принцип пары друг-враг по Шмитту). Кроме того, наделение того или иного послания акцентами (Г. Почепцов) и манипулирование знаками (Ги Дебор), позволяют создавать особый дискурс, который в качестве инструмента применяется в международной политике. С другой стороны, отключенность ряда регионов из всемирной информационной сети и создают определенные риски вследствие наличия у ряда стран и народов другого паттерна мышления, чем у центра мировой глобализации (Т. Барнетт).
Новое мышление
Поскольку когнитивная сфера является наиболее существенным аспектом сетецентричных войн и все сильнее влияет на международные процессы (об этом свидетельствует появление таких терминов, как глоттополитика и ноополитика), необходимо качественно новое о-сознание, способствующее пониманию исходящих угроз извне, их причин, а также моделей мышления (включая архетипы) других народов. Предыдущие бихевиористские подходы и ведение информационных войн велось в основном со стороны правительства США в отношении всех остальных народов. При нынешнем кризисе либеральной системы и инициативах ряда стран переформатировать международный порядок следует изменить подход и к наукам, которые влияют на формирование мировоззрения будущей элиты, и к социо-культурным практикам, которые, несмотря на свою важность, долгое время оставались вне внимания со стороны большой политики. Сдвиг мышления должен быть комплексным, с задействованием архетипических пластов, который позволит безболезненно отмереть старым мемам и заложить основы для нового миропорядка, где в цветущей сложности будут гармонично со-развиваться общества устойчивого изобилия.
Геополитика.Ру
|