26 октября на философском факультете СПбГУ прошло очередное заседание Санкт-Петербургского Консервативного Клуба. Встреча была посвящена обсуждению проблем и перспектив развития Ближного Востока. Перед студентами выступили Али Мухиэддин и кандидат исторических наук Александр Сотниченко. В своей деятельности Али особо тщательно изучал политический кризис в Ливане. В ходе исследования занимался полевой деятельностью, сбором материала и налаживанием контактов с ливанскими (а также палестинскими, сирийскими, иракскими) политическими кругами. Александр же является руководителем и ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
Али Мухиэддин в своем выступлении обратился к историческому аспекту. При этом он обратил внимание, что у современного человека отсутствует общая картина мира, а его знания есть синтез разнородных представлений, часто противоречащих одно другому. Таким образом, Али поставил перед собой задачу дать слушателям наиболее полное, емкое и глубокое описание происходящих в истории процессов и явлений, с чем прекрасно справился.
Далее последовали вопросы:
Кирилл Попов, студент экономического факультета СПбГУ:
- Мой вопрос касается традиционализма. Насколько в исламе сохранилась Традиция, которая, как многие считают, была утеряна в западном христианстве?
Али Мухиэддин:
- К сожалению, в настоящее время во всех религиях мы наблюдаем приверженность скорее букве Традиции, нежели смыслу. Смысла сохранилось очень мало в результате процессов догматизации. Если вы, обращаясь к Традиции, ничего внутри себя не переживаете, то это не есть Традиция, а лишь ее форма, симулякр.
Вторым выступил Александр Сотниченко, который представил прекрасный доклад о новейшей истории Ирана. Александр провел интересную параллель между временем правления последнего шаха Мохаммеда Реза́ Пехлеви, и экономическим и общественным устройством в современной России. Правление Пехлеви было направлено на широкое взаимодействие с Западом, рыночные и социальные реформы. Наблюдалось мощнейшее расслоение населения, повсеместная коррупция и пренебрежение религией. Отсутствие опоры на те закономерности и традиции, которые были свойственны иранскому обществу на протяжении всей его истории и ориентация сугубо на западные ценности привели к тому, к чему они и должны были привести: в 1979 году в Иране произошла исламская революция и к власти пришли исламские фундаменталисты во главе с аятоллой Хомейни.
Студент Академии государственой службы Алексей Макухин задал вопрос:
- Может ли исламизм стать опорой для противостояния процессам глобализации современного мира в ее американском ключе?
Александр Сотниченко:
- Исламистов можно условно разделить на две группы. Первые - это те, которые противопоставляют себя остальному миру и считают ислам - единственно верной религией, которая является альтернативой всему. Вторые же (на мой взгляд мыслящие более рационально) говорят, что нужно искать союзников, людей, объединенных общими целями. Такие исламисты разделяют христианство как таковое и The West в хайдеггерианском смысле. Вот такой проект и мог бы составить некую альтернативу либеральной модели, но, конечно, не в скором времени.
На заключительном этапе заседания Али Мухиэдден и Александр Сотниченко представили гостям свое мнение, касающееся иранско й ядерной программы. Оказывается, на данный момент Иран не обладает возможностями для создания атомной бомбы. Во-первых, в Иране недостаточен уровень технологического развития. Во-вторых, весь уран Ирана низкого качества, а уровня, до которого он обогащен, не хватит даже для создания атомной подводной лодки. Таким образом, в слухах о ядерном вооружении Ирана больше политики, чем правды.
Заседание завершилось на позитивной ноте. Али принес с собой настоящий флаг движения «Хезболла», с которым участники с удовольствием сфотографировались.
Студенты продемонстрировали большую заинтересованность в вопросе изучения Ближнего Востока и попросили гостей Санкт-Петербургского Консервативного Клуба еще не раз посетить философский факультет СПбГУ.
Ульяна Борисова
|