Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Внешнеполитические принципы американских консерваторов

17.09.2008

Выступление президента Американского университета в Москве Эдварда Лозанского на круглом столе "Пять принципов российской внешней политики: многополярность как неизбежность" 

Во-первых, я хочу поблагодарить Владимира Ивановича Добренькова за эту встречу. Дело в том, что именно здесь, на соцфаке МГУ, начинался Американский университет. 18 лет назад, когда мы все были очень наивные и считали, что с крушением коммунизма Россия будет встречена с объятиями на Западе, это была первая идея – создание Американского университета, и все происходило именно здесь, на втором этаже этого здания. Университет развился и потом стал частью большого международного университета. Владимир Иванович, спасибо Вам.

Александр Гельевич Дугин говорил, что американцы прагматики, всякие философские рассуждения далеки от них, с ними нужно говорить о более конкретных вещах; но вот неоконы, которых сейчас все, в общем-то, ругают, они скорее идеологи. Они в некоторой степени напоминают марксистов, которые верят в какие-то идеи.

Я же хочу добавить, что есть еще и обычные консерваторы, к которым я сам себя причисляю. Это такие люди как Рон Рейган, Маргарет Тэтчер... я бы добавил имена Патрика Бьюкенена, Пола Вайрика, Дональда Дювайн и других. Это столпы американского консерватизма. И надо сказать, что из тех, кто читает внимательно американскую прессу или статьи в Интернете, многие замечают, что эти консерваторы, правые антикоммунисты, конечно, прежде всего, неожиданно заняли позицию, я бы не сказал пророссийскую, – но, по крайней мере, они говорят, что то, что произошло в Грузии, это вина Соединенных Штатов. И прежде эти люди понимали, что лучше Россию иметь на своей стороне. Было огромное количество делегаций здесь, часть которых мне удалось организовать, где призывали, чтобы Россия вступила в НАТО, приняла активное участие в создании ПРО, которая была бы гораздо более эффективной, если бы Россия и Америка работали вместе. И в этом плане, я бы сказал, у России более выгодная позиция, чем у Советского Союза, который опирался в Америке на радикальные левые круги, на коммунистическую партию, которые не имели никакого влияния в американском обществе, и поэтому все эти средства, которые были вложены в поддержку коммунистического движения, оказались выброшенными на ветер.

Правое крыло Республиканской партии вполне готово сотрудничать с Россией, потому что понимает, что это, прежде всего, в интересах Соединенных Штатов. И я думаю, что очень может быть имеет смысл сравнить пять принципов Медведева и «пять принципов» американцев. Но если пять принципов Медведева имеют, скорее, более теоретический характер, то эти ребята более практического склада. И они предложили такие пять принципов.

Первый принцип – это что называется real politics. То, что Россия ответила признанием Южной Осетии и Абхазии – она возвратила удар Америки по Косово. Значит, вот эти два факта, которые произошли, и назад дороги нет. Можно как угодно кричать об этом, бить себя в грудь, разрывать рубахи, но это произошло. И если только не начинается ядерная война, то, наверное, назад дороги нет. Это надо признать как факт.

Второе – это замораживание процесса расширения НАТО. Расширение НАТО с включением Грузии и Украины – это безумие, которое приведет если не к ядерной войне, то к какому-то ужасному кризису, который, в общем-то, никому не нужен - у Америки и так много своих проблем, как мы знаем. У Америки и НАТО огромные проблемы в Афганистане, и Россия здесь может помочь. Россия уже помогла в 2001 году, причем, наверное, сделала больше, чем любой другой союзник Америки по НАТО. Сейчас Россия разрешает только провозку гуманитарных грузов. Ожидается, что если Америка пойдет на сворачивание риторики по Южной Осетии и Абхазии, остановит процесс расширения НАТО, то Россия могла бы сделать несколько вещей. Во-первых, допустить провоз военных грузов через свою территорию, а также подключить те организации, которые здесь вспоминали, это ШОС и ОДКБ. Это серьезные структуры, и та и другая. Причем, здесь нет опять же никакой благотворительности. Это выгодно России. Если Америка уйдет из Афганистана, прежде всего это ударит по России. Поэтому более активная роль России в Афганистане сыграла бы здесь очень важную роль. Я помню, в 2001 году, после знаменитого звонка Путина Бушу со словами поддержки, Россия была на пике популярности в Америке. Все называли Россию другом, партнером и даже союзником. Американский конгресс превратился, я бы сказал, в пророссийскую агитплощадку... Можно эту ситуацию вернуть. Ведь и сейчас борьба НАТО и Америки в Афганистане – это то, что России выгодно.

Что еще Россия могла бы сделать в обмен за те два пункта, которые я уже назвал? Это более тесное сотрудничество с Америкой и Европой в недопущении ядерного оружия в Иране и в меньшей степени в Северной Корее. Как и в Иране, так и в Северной Корее Россия могла бы сыграть очень серьезную роль, и помочь прежде всего себе, так как не в интересах России, чтобы у Северной Кореи и Ирана было ядерное оружие. Но пока считается, что позиция России в лучшем случае нейтральная. А некоторые обозреватели даже считают, что она проиранская. Если бы Россия сделала какие-то более конкретные шаги навстречу Америке и Европе, это, наверное, было бы расценено как положительное. И опять же, это тоже в интересах России.

И, наконец, пятый пункт – это возобновление работы Совета Россия-НАТО. Понятно, что первый шаг сделало НАТО, когда отказалось от учений. После этого Россия отказалась от каких-то мероприятий. Это совершенно неправильно. Если действительно Россия заинтересована в отношениях с Западом, и с Америкой, и с Европой, – ведь об этом тоже упомянул Медведев – такое сотрудничество надо активизировать, его надо возродить, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот Совет прекратил свою деятельность.

Вот такие пять простых пунктов. И в этом плане я хочу сказать: мне очень приятно, что А. Г. Дугин назвал свой центр консервативным, так как я тоже себя считаю консерватором. Я вам обеспечу контакты и связи с американскими консерваторами и их прессой, если вы считаете, что эти пять пунктов имеют какой-то смысл для дальнейшего взаимодействия России, Америки и Европы. Спасибо.

А.Г. Дугин: Благодарю вас. Можно задать уточняющий вопрос? Кто конкретно эти пять пунктов сформулировал? Приблизительно, какие круги и люди?

Эдвард Лозанский: Я эти фамилии называл. Дональд Дювайн, Пол Вайрик... Это столпы. Потом Пол Ларик – это основатель Фонда Heritage Foundation. Этот человек пользуется огромной репутацией в Конгрессе. Я уже не говорю о Бьюкенене. Мы еще по сравнению с ним такие мягкие, потому что когда выступает Пэт Бьюкенен, то никакой Дугин, прошу прощения, не будет более консервативен... Его высказывания приводят в трепет самих антиамериканистов!

 
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения