Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Многоукладность как различие на ценностном уровне

17.09.2008

Выступление известного журналиста и публициста, российско-израильского писателя, переводчика Исраэля Шамира на круглом столе "Пять принципов российской внешней политики: многополярность как неизбежность"

«Многополярность» действительно не очень хороший термин, может вводить в заблуждение. Возможно, надо говорить не о многополярности, а о многоукладности. Поспорю с Александром Гельевичем: мне представляется, что сегодня в Америке никто не станет говорить о «манифест дестани» - это табуировано.

Тем не менее, безусловно, существует мощная идеологическая основа американской именно цивилизации, которая, на мой взгляд, явственно отличается от европейской. Есть ощутимые различия в понимании ценностей. В самой глубокой основе американской цивилизации лежит чувство, которое в нашей системе ценностей определяется как страшный грех. Это - жадность, алчность, желание получить как можно больше. А с точки зрения американцев этот набор качеств - величайшая добродетель.

Иными словами, цивилизации очень наглядно различаются на ценностном уровне, они, так сказать, ценностно разные. Есть ведь цивилизации, в которых можно иметь несколько жен, это приемлемый тип поведения. В Соединенных Штатах, за это сажают в тюрьму и отбирают детей. Но с другой стороны, в наших цивилизациях не поощряются гомосексуальные связи, а в Америке они не то, что поощряются, а даже считаются необходимостью. То есть цивилизации различаются своими ценностями. Именно поэтому империя, о которой здесь говорили, никому не нужна.

А.Г. Дугин: Нам нужна.

Исраэль Шамир: Вам, может быть, нужна, но больше никому. Не нужна и американская империя, американо-израильская, американо-еврейская, в моем понимании, империя. Ведь очевидно, что еврейская составляющая неоконов не является случайностью. Она является глубокой идеологической составляющей этого явления. Как Александр Гелиевич сказал бы, лежащей в троцкистском прошлом неоконов. На самом деле это фантазии. Ни у одного из них не было троцкистского прошлого. Да, их родители были троцкисты. Только не они сами. Это все равно, что сегодня говорить, что у Гайдара было коммунистическое прошлое, потому что его дедушка был красным комиссаром. Не надо, как говорится, путать поколения.

И конец американской империи очень желателен. В этих настроениях Россия совсем не одинока. Есть множество людей во всем мире, и в Соединенных Штатах тоже, которые мечтают о том времени, когда имперская миссия Америки будет исчерпана, и Америка займется своими делами. Думаю, что эти люди не из тех, для которых идеалом является слово «консерватизм». Оно такое же туманное и расплывчатое как «социализм» и «демократия». А ведь иногда слова, которые значат мало, очень удобны.

Рональда Рейгана в данной дискуссии нам представляют просто как идеал человека и общественного деятеля. А ведь он, как вы помните, мечтал об атомной бомбежке Москвы. Озвучил эту, с позволения сказать, мысль в одной из радиопередач. Рейган – это человек, который регулярно называл Россию империей зла. Но без него не было бы другой России. Более того, именно Рейган и Маргарет Тэтчер привели Горбачева к власти в Советском Союзе, что вы тоже помните.

Конечно, есть в Соединенных Штатах определенная категория правых мыслителей, которых я полностью приветствую. И у Бьюкенена есть много замечательных идей, и у Рона Пола. Есть и другие замечательные люди справа.

Нужны внятные идеи. В принципе, пять тезисов, которые я бы хотел предложить Америке, можно свести к одному. Америка для американцев, пусть занимается своими американскими делами, и не интересуется слишком активно тем, что происходит в других частях света. То есть, изоляционистская Америка – вот то, что нам нужно. И не нужна Америка, которая будет говорить Ирану, может он иметь атомную бомбу или нет. Это я говорю в ответ на ваши пять пунктов. Америка не должна определять, где следует проходить российской границе. Вы знаете, что Соединенные Штаты вчера бомбили Пакистан. О каком суверенитете можно говорить, когда Пакистан – дружественная страна?

Иными словами, конечно, нужно вести активную наступательную позицию. России она необходима, потому что она необходима всему миру. Вспомните, когда-то Фидель Кастро подписывал свои письма с Кубы – «свободная территория Америки». Это замечательная фраза. Сейчас он, по-моему, больше так не поступает. А вот начиная с мюнхенской речи, которая была замечательным событием, очень радостным для меня, и до настоящего момента появилась явное ощущение, что Россия может стать «освобожденной территорией человечества». Освобожденной от тоталитарного культа либерализма, который Соединенные Штаты своей военной мощью навязывают миру и который идеологически оформляют определенные круги.

У сегодняшней освобождающейся России есть много друзей повсюду. Они есть и в Палестине, и во Франции, и в Америке и в любой другой стране. Я лично знаю многих из этих людей. И их совершенно не интересует какой-то там русский национализм или русская империя, потому что это все довольно далеко для них и неважно. Но важно, чтобы процессы в России привели к слому агрессивной угнетающей всемирной силы. Спасибо.

 
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения