Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

1.3 Народ как высшая ценность в современной России

18.12.2009

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаянно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…
Ф.И.Тютчев

Высшие политические ценности в русской истории. На разных периодах политической истории России в центре общественной жизни стояли разные ценности. В дохристианский период преобладал институт княжеской власти. После крещения Руси Православная Церковь утвердилась как основа общественного бытия, придав великокняжеской власти и политической независимости государства высший священный смысл. После большевистской революции 1917 года во главе угла был поставлен рабочий класс и коммунистическая партия, опирающаяся на идеологию марксизма-ленинизма.

Народ признается сувереном в ходе демократических реформ. С конца  XX века после распада СССР в стране установилась демократическая политическая система. Предшествующие политические ценности были смещены, и главной политической ценностью стал народ.

Главенство народа в политической системе, его центральное и суверенное место в ней, было провозглашено в Конституции 1993 года (3 статья Конституции Российской Федерации).

Статья 3. Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Историческое значение провозглашения народовластия стало постепенно осознаваться лишь в 2000-е годы, когда политическое руководство России, в первую очередь, в лице президента В.Путина, столкнулась с задачей формулировки целей и ориентаций развития российского общества в новых условиях.

«Суверенная демократия»: от подразумевания к законодательному статусу. В 2006 году политическое верховенство народа в новой государственной политической системе XXI века получило определение «суверенная демократия», что означает провозглашение народа высшим субъектом власти при том, что остальные государственные институты призваны воплощать на практике его волеизъявление.
Предыдущие политические системы подразумевали важное значение народа, но оформляли свои установки в иных терминах. В Киевской Руси вечевая демократия была распространена только в крупных городах  (Новгород, Псков, Тверь); в целом же, высшей политической инстанцией была княжеская власть.

В период Московской Руси (XV-XVII века) элементы народовластия проявлялись в политической системе земства, которая много раз реформировалась. В санкт-петербургский период (XVIII-XIX века) понятие «народности» упоминалась в формуле графа Уварова (1786-1855) («православие, самодержавие, народность»), но было скорее лозунгом, не имеющим правовых или законодательных основ. В советское время политическое верховенство признавалось за рабочим классом и его авангардом – Коммунистической партией. И хотя в Конституции СССР говорилось о «советском народе», его статус был политически не определен. Лишь в 90-е годы ХХ века категория «народ» вышла на первый план, и всевластие народа в российской политической системе приобрело конституционный статус. В 2006 году введенное в политический оборот выражение «суверенная демократия» и высказывания президента РФ В.Путина о «специфике российской демократии» стали отправной точкой для общественного осмысления новизны современной российской политической системы, проявляющейся в том, что впервые в русской политической истории именно народ наделялся конституционным статусом высшей политической власти.

Народ с большой буквы. Осмысление центральной роли народа в истории России является традиционным для большинства исторических и политических школ. Народ как субъект истории в религиозной перспективе смутно осознавался еще с эпохи киевского митрополита Иллариона (XI век). В соответствии с библейской культурой сам термин «народ» в православном контексте понимался как «избранный народ», как единый народ», Народ (с большой буквы). В языке церковно-славянского извода Библии «народ» упоминается только в единственном ключе, как «народ Божий», а в множественном числе обычно стоит не «народы», а «языки». В «Ветхом Завете» термин «народ» относился только к евреям, народу, с которым Бог заключил завет. В «Новом Завете» «избранным народом» становятся все христиане, чада Церкви Христовой.

Русский народ, приняв Крещение, стал частью православного избранного народа. А когда Византийская империя, ядро православия, пала от ударов турок, русские осознали свою свободу и свою верность Православию как несомненный признак избранности. В эпоху Московского царства русский народ окончательно стал «Народом», в единственном числе и с большой буквы. В той или иной степени это осознавалось и в санкт-петербургский период. В советское время мессианские чаяния были перенесены на рабочий класс и Коммунистическую партию. И лишь в новой постсоветской России понятие «народа» обрело все свое историческое значение, подводя черту под осмыслением логики русской истории, где главенствующая роль народа не только распознана и признана, но и конституционно закреплена. Принцип «суверенной демократии» закрепляет за русским народом его  политический и исторический статус, который он «де факто» имел на протяжении всей русской истории, но который отныне признается за ним «де юре».

Что такое «политическая нация»? Иногда в качестве синонима понятия народ выступает термин «нация». В других случаях термин «нация» или «национальность» смешивается с понятием этноса. «Нация» (от лат. «natio», дословно, «рожденный») в политическом языке обозначает совокупность граждан, объединившихся в рамках общего государства. «Нация» это явление политическое и юридическое, почти полностью совпадающее с понятием «гражданства». Принадлежность к нации подтверждается наличием обязательного документа, свидетельствующего о факте гражданства. Марксисты добавляют к этому определению нации еще и единообразный (капиталистический) уровень экономического развития страны.

Исторически «нации» стали складываться в западной Европе с эпохи Возрождения по мере распада предшествующих политических форм – в первую очередь, империй. На месте имперских образований, куда входили различные этносы, культуры, объединенных высшим религиозным и политическим авторитетом (Папой Римским и императором), стали возникать «национальные государства» на основе какой-либо одной этнической культуры, без священного смысла или духовного оправдания. «Национальные государства» строились на принципах «здравого рассудка» и в интересах «третьего сословия» -- торговцев и городской буржуазии. Культурное своеобразие основного этноса здесь приобретало раз и навсегда фиксированную форму, а другим этносам, оказавшимся в черте национального государства, предлагалось проститься со своими особенностями и слиться с преобладающей нацией, став ее неотъемлемой частью. Нация как оформленное юридическое и политическое понятие отличается и от этноса как био-культурного явления, и от народа, который представляет собой категорию духовную, связанную с осознанием исторической миссии и волевой формулировкой проекта будущего.

В России «политической нации» не существовало. В русской истории «нации» в строгом смысле никогда не существовало, поэтому не было и явления «национализма». Этносы России, в том числе и великороссы, имели возможность культурно развиваться в рамках своих традиций и в ритме собственного понимания истории. А принадлежность к единому народу накладывало на всех не столько формально-политические, сколько исторические и духовные обязательства. Гражданство же отражало формальный признак отношения к данной политико-административной системе.

История различных стран показывает, что становление народа как политического и исторического единства совсем не обязательно должно приводить к появлению национального государства и полноценной политической нации. Период бурного создания «наций» начался с эпохи Просвещения, но пошел на спад к концу ХХ века, когда страны, когда-то бывшие пионерами процесса образования наций (Англия, Франция, Италия и т.д.) стали объединяться в наднациональное образование – Европейский Союз, более напоминающий современное демократическое издание Западной Римской империи, чем национальное государство. В Евросоюзе ни французов, ни немцев, ни англичан как наций более не останется. Их место либо займут индивидуальные граждане Евросоюза, либо вновь появятся этносы, задавленные на заре Нового времени.

Тот факт, что в России «политической нации» так и не сложилось, означает не отставание от других стран, но своеобразие нашего исторического пути и особый выбор нашего народа, который в определенный момент истории «решил» остаться «народом» в полном смысле этого слова. Не верно утверждать, что «в России еще не сложилось политической нации, а в Европе политические нации уже уходят в прошлое». Здесь нет прямой логической и исторической последовательности. Если Западная Европа шла от Западной Римской Империи к Евросоюзу окольным путем через создание государств-наций, то Россия вполне может избежать этой исторической петли. Кроме того, в нашей истории тоже было отступление в форме советского периода, когда от Российской империи мы перешли к «советскому народу» (как «многонациональной общности» -- точнее было сказать к «многоэтнической общности», так как никаких наций  в Советском Союзе не было). Если в русской истории и существовало нечто отдаленно похожее на «политическую нацию», то это был «советский народ».

Российский народ и Большая Россия. Понятие «Россия», «российский» может обозначать сразу две реальности: в узком смысле это относится к государству Российской Федерации, к ее населению и к ее территории, а в широком, ко всему пространству СНГ («Большая Россия»). Проект построения в Российской Федерации российской «политической нации» губителен: с одной стороны, он уничтожит этническое и культурное своеобразие этносов России, породит противоречия с иноконфессиональными и языковыми группами, а с другой -- искусственно ограничит масштаб исторической миссии единого народа территорией и административными границами, резко сужающими объем нашего влияния. В ответ на создание российской «политической нации» (если такое будет происходить) другие страны СНГ ускорят аналогичный процесс, уже и так в них протекающий. Это, в свою очередь, не только окончательно сделает нынешние, пока еще довольно условные границы, необратимым явлением, но и будет происходить за счет прямого политического насилия над теми гражданами стран СНГ, которые по-прежнему считают себя частью единого цельного и неделимого народа, большая часть которого оказалась волей случая в узких границах Российской Федерации, а меньшая -- в составе других государств.

Контрольные вопросы

1. Когда политическое верховенство народа закрепляется в русской истории  законодательно? .Стремились ли либерал-реформаторы 90-х осознанно вручить прямую политическую власть русскому народу?
2. Что такое «политическая нация» и почему в России ее не сложилось?
3. Как происходило осознание политического статуса народа в последние десятилетия? Какова роль Президента Путина в этом процессе?
4. Что такое «Большая Россия»? Как она соотносится с бывшим СССР и нынешним СНГ?

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения