Предлагаем вниманию читателей портала Центра консервативных
исследованй седьмую главу монографии заведующего кафедрой социологии
международных отношений, профессора А.Г. Дугина «Геополитика постмодерна».
Немецкий консервативный революционер Артур Мюллер ван ден Брук написал в
свое время очень глубокие слова: «Вечность на стороне консерватора».
Вечность на нашей стороне. Полюса великих мировых столкновений народов,
культур, цивилизаций, религий, идеологий являются проекцией
архетипического состояния – битвы ангелов. Это – небесная рать добра,
ведущая бой с демонами зла. Это вертикальная, вечная надвременная ось
великой драмы. Бой ангелов – вне времени, он ведется всегда. Он впечатан
в вечность, как структурирующая парадигма.
Тень великой битвы падает на историю, давая времени смысл, содержание,
ориентацию. Так история становится священной – иероисторией. Многие
знаки и образы указывают на то, что сегодня мы подходим к решающей черте
этой напряженной драмы. Ведь и предание говорит, что в «последние
времена» битва ангелов, в которую вовлечены люди, народы и царства
земные, вспыхнет с особой силой, достигнет гигантских масштабов,
приблизится вплотную к развязке. Люди – соратники (в этимологическом смысле – т. е. «те, кто сражаются
вместе») ангелов. В литургических православных ирмосах говорится:
«немногим умалил Бог человека от ангелов».
Большинство традиций и религий мира ставят сегодня нашей цивилизации
однозначный диагноз. Глобализм, глобализация, «новый мировой порядок»,
«однополярный мир», готовящееся «мировое правительство» – это все более
очевидный оскал «князя мира сего», стратегическая конструкция «врагов
Бога».
Разные религии дают глобализму и глобализации разные имена: христиане
отождествляют «новый мировой порядок» с «антихристом», мусульмане – с
«даджаллом», ортодоксальные иудеи – с «великим смешением» («эрев рав»).
Для индуистов – это полчища кали юги. Для буддистов – демон Мара и
иллюзия.
По ту сторону различия в догматах, доктринах и ритуалах существует
особая традиция – традиция архангела Михаила, который в истории
монотеистических традиций играет важнейшую роль. Он архистратиг,
предводитель ангельских войск. Эта традиция – «михаэлический» тайный
свет. Это тонкая принадлежность человека к иероистории, право (и
обязанность) занять конкретное место в войске одной из
противоборствующих сторон. Это «военный призыв» под начало небесного
архистратига. Те, кто слышат его, спешат исполнить.
Евразийство в своем высшем духовном измерении – это проекция
михаэлического начала, вертикального сверхвременного светового столпа на
историю в ее финальной, редемпционной стадии.
Часто в иконописи архистратиг Михаил изображается с мечом в одной руке и весами в другой. Весы – символ суда.
У немецкого философа М. Хайдеггера в книге «Holzwege» содержится очень
важный для нашего дела разбор стихотворения Райнера Марии Рильке. Там
речь идет о «передаче весов из рук торговца в руки Ангела».
Эту формулу следовало бы взять как ключевой девиз евразийства. «Передача
весов из рук торговца в руки Ангела». «Новый мировой порядок»,
глобализм, «однополярный мир» – это торговый строй, в нем преобладают
рыночные ценности, мировой рынок. Это порядок торговцев, которые задают в
нем тон, устанавливают критерии и парадигмы.
Мы живем в эпоху постмодерна. Это значит, Новое Время, modernity,
закончилось. Все, что было заложено в эпоху Просвещения, – социальные,
культурные, идеологические, политические, научные и экономические модели
– исчерпало себя. Мы вступили в иной мир, в эпоху постмодерна, и это
необратимо.
Постмодерн – это глобализм, ультралиберализм, доминация однополярного
мира, главенство сетей, отмена всех традиционных форм идентичности –
государств, религий, наций, этносов, даже семей и полов. Вместо
государства приходит «открытое общество», вместо традиционных конфессий –
сектанство и индифферентность, вместо народов – индивидуумы, вместо
полов – клоны, киборги и продукты трансгендерных операций.
Сегодня постмодерн достиг исторической победы. На сей раз не только над
традиционным обществом, но и над самим модерном. И снова, как и в эпоху
Просвещения, можно противостоять постмодерну. На сей раз, правда, и
архаические консервативные идеологии, и преодоленные идеологии модерна
оказываются по одну сторону баррикад. На практике это противостояние
выражается в том, чтобы отстаивать:
– национальное государство против глобализации;
– геополитический дуализм суши и моря против «мирового потопа» в виде тотальной победы атлантизма;
– традиционную семью и органическое воспроизводство детей против свободы
трансгендерных операций, однополых браков и клонирования;
– общественную идентичность против тотальной атомизации индивидуумов;
– мир вещей и действий против мира «изображений» и «экранных фальсификаций»;
– реальную экономику («старую экономику») против финансизма, виртуальности, неоэкономики и т. д.
Те стороны модерна, которые не попали в постмодерн, оказались, по сути,
продолжением Традиции, и сегодня все это по одну сторону баррикад. Это,
кстати, делает возможным альянсы консерваторов и социалистов и т. д.
Вспомним теперь о тех тенденциях, которые на самой заре модерна
предпочли инвестировать свою внутреннюю энергию в идеологии,
модернистские по форме, но немодернистские по содержанию. Именно эти
инвестиции и составили основной нерв современной политической и
социальной истории, содержание всего Нового Времени.
Нечто подобное наблюдается и сегодня. Перед лицом постмодерна останки
традиционного общества (например, традиционные конфессии) и элементы
модерна (например, социализм, реальная промышленность, национальное
государство) оказались по одну сторону в положении формальной антитезы
постмодерну. Это новое состояние дел требует тщательного осмысления. На
поверхности очевидным остается только одно – простой импульс
сопротивления постмодерну. Чистая реакция, отторжение. Уже неплохо, но
этого далеко не достаточно.
Уникальность евразийства как политической философии (из разряда
консервативно революционных) состоит в том, что оно понимает
уникальность новой ситуации быстрее других мировоззрений и (это самое
важное!) не ограничивается сопротивлением, но предлагает инвестировать
внутреннюю энергию в новый проект, принимая вызов постмодерна, стремясь
освоить его формальную структуру, с готовностью поместить в чудовищный
язык глобализации радикально иное содержание, уходящее корнями в глубины
премодерна, в Традицию. Это значит не просто отстаивать старое, но
отстаивать
Вечное.
Артур Мюллер ван ден Брук, выдающийся теоретик Консервативной Революции,
друг Мережковского и переводчик на немецкий язык трудов Достоевского, в
своей книге «Третье Царство» писал: «Раньше консерваторы противились
Революции, мы же должны Революцию возглавить и увести ее в ином
направлении».
Точно так же мы, евразийцы, должны поступить с постмодерном. За нашей
спиной и преодоленная модерном Традиция, и проигравшие стороны самого
модерна. Они нуждаются в защите не сами по себе. Мы должны сохранить
верность тайному смыслу, вечности, михаэлическому свету. И для этого
можно пожертвовать формой. Чтобы спасти содержание.
Итак, евразийство есть постмодерн, но с радикально иным содержанием.
Мы принимаем вызов глобализации, «нового мирового порядка», и согласны с
тем, что назрели и неизбежны иные правила игры. Мы не цепляемся за
старое – ни в политике, ни в экономике, ни в культуре. Но мы имеем
оригинальный и самобытный сценарий будущего: именно будущего, а не
прошлого.
Принципы евразийского постмодерна таковы:
– пусть отмирает национальное государство, но пусть на его место придет
не единая «глобальная Империя», но несколько континентальных империй
(созвездие «империй» против «Империи»);
– пусть сухопутное начало оторвется от конкретных границ и станет столь
же глобальным, как и «атлантистские ценности», с претензией на
универсальность (это значит, что мы должны противостоять глобализму не
локально, но глобально), вместо водного потопа – гераклитовский
«экпюрос», который высушит мировые воды;
– пусть изменится этика полов, но через возврат к архаическим формам и в творческом неосакральном эксперименте;
– пусть индивидуум прорвется к высшим аспектам внутреннего «я» через
радикализацию опыта одиночества или волевым образом утвердит новые формы
коллективной идентичности – экстатические и имперские (здесь действует
принцип «экстатической империи»);
– пусть «знаки» и плоские тени экранов заменили собой вещи – мы должны
стать господами зрелища, захватить власть над диспозитивом знаков,
подчинив себе режиссуру спектакля постмодерна;
– пусть виртуальная экономика вытеснила реальную – мы должны пробиться в
святая святых электронных мозгов мировой биржи и замкнуть как раз те
проводки, которые ни в коем случае не рекомендуется замыкать (операция
«Сорос по евразийски», обвал мировых валют, но не для наживы, а ради
Великой Идеи)…
Мы должны прорасти сквозь постмодерн, как живая трава сквозь мертвый
асфальт. Это проект евразийской ризомы, клубневой (и клубной) системы.
Мы в ином тысячелетии. Странно оказались мы за непроходимой чертой
миллениума и теперь с тяжелой аскетической радостью осваиваем его язык.
Этот язык ужасен, но мы хотим произнести на нем такое слово, чтобы
операционная система пришла в логическое противоречие и мировой
компьютер необратимо заглючило.
Евразийство – это михаэлические световые токи, радикально иной взгляд на
судьбу мира, на его смысл и значение. Евразийство – это переоценка всех
ценностей, «передача весов из рук торговца в руки Архангела»,
«Пурпурного Архангела» (Сохраварди). Евразийство – это смена современной
парадигмы на михаэлическую парадигму духа и вечности. Евразийская
глоссалалия народов, культур и традиций – это шелест ангельских крыл.
|