Александр Дугин: Я подготовил такой спецкурс в рамках работы на социологическом
факультете - новаторский, инновационный курс, который можно назвать как
«Социология воображения». Этот совершенно особый взгляд на
социологическую дисциплину, на социологическую методику, в общем,
вытекает из трудов европейских философов структуралистов, из
определенных психоаналитических школ, из истории религии, которые
изучали человеческий факт, человеческое явление как особую реальность,
находящуюся между субъектом и объектом. Т.е. это взгляд на человека не с
рационалистической точки зрения. Вернее, человек рассматривается как
существо сложное, как «траект», если использовать термин Жильбера
Дюрана. "Траект" – это значит не субъект и не объект, это то, что между
ними. Даже Платон, уже рационалистическая модель Платона, Декарт и даже
Сартр, экзистенциалист, все рассматривали воображение, как то, что
находится между познающей, рациональной, логосной частью человека и
объективным внешним миром, которая лишь либо искажает, либо, наоборот,
верно передает ощущения. Сторонники структурализма и психоанализа, и вот
этой социологии воображения, о которой я говорю, пересмотрели отношение
к воображению и сказали: «Наоборот, воображение первично». Воображение -
это то, что находится между – «траект», но то, что само воображает себе
субъект и воображает себе объект. Воображение - это не пассивная
инстанция, которая замутняет реальность, а наоборот - активная,
смыслообразующая, логообразующая и одновременно образующая саму
реальность, сам мир. Вот из этой матрицы воображения вытекает, как
рациональная деятельность, структурируемая на одном полюсе, так и наше
восприятие внешнего мира на другом полюсе.
Все это не просто философская или психоаналитическая
конструкция, но
все это может быть применено к социологическим исследованиям. В таком
случае, если применить методы социологии воображения к исследованию
общества, мы получим рассмотрение общества одновременно на двух этажах.
На одном этаже происходят рациональные действия: и логический выбор, и
ответственность, человек там ответственный, сознательный, рациональный,
бодрствующий. Но параллельно с этим, на втором этаже того же самого
человека ведется совершенно иная деятельность. Деятельность того, что
Фрейд назвал сновидением – это образы, мифы, предрассудки, ощущения,
сбои функционирования языка. Скажем, связь языка не только с
рационально-грамматическими конструкциями, но и с подразумеваниями, и с
ассоциациями, с оговорками. Особенно ясно это проявляется в речи
шизофреников. Вот этот субвербальный язык, который представляет собой не
полное смешение всего, не полный беспорядок, а своеобразный порядок, но
только порядок иной, нежели порядок упорядоченной речи. Если
рассматривать человека таким образом как двойственное явление, как одну и
ту же ось, на которую проецируется сразу две реальности: сознательное и
бессознательное, рациональное и иррациональное и если выстроить
структуру этого иррационального функционирования человека, то мы получим
как бы двойную социологию. С одной стороны рациональная система
поведения, прекрасно озвученная классической социологией, с другой
стороны им, каждому из этих социологических методов, явлений или
концептов подыскивается их иррациональный аналог. И если мы внимательней
присмотримся к этому невидимому для рационального сознания, но
гигантскому миру ощущений, воображений, которые действуют параллельно
нашему рассудку, мы увидим совершенно в другом свете общество.
Общество получит дополнительное измерение,
глубинное измерение.
Т.е. эту социологию воображения можно назвать, по аналогии с психологией
Юнга, социологией глубин. На самом деле психологи обратили внимание,
что человек видит сны не только ночью, не только когда он спит. Ночью,
когда делать нечего, естественно мы смотрим сны. А днем мы смотрим сны,
но они забиваются более яркими ощущениями уже структурированными в
логосе. Оказывается, что вот эта вторая параллельная часть нашей жизни,
т.е. наши сновидения в состоянии бодрствования, аффектируют, в том
числе, и социальные институты, и наше поведение, и наши модели
социализации, наши модели поведения, наше распределение гендерных или
классовых стратификаций, гендерных ролей, наши статусы и наши роли. Но
мы, в обычной социологии, рассматриваем только рациональный уровень. Вот
социология воображения предлагает открыть дополнительное измерение и
показать, что существует, например, еще параллельно персона как
выражение его бессознательных человеческих энергий. Таким образом, мы
получаем как бы общество несравнимо более богатое. На этой предпосылке
основан тот спецкурс, который я читаю на социологическом факультете. И
дальше, исходя из этой модели, все классические темы социологии, все это
рассматривается еще в этом дополнительном сновиденческом,
мифологическом ключе.
Кстати, это дает нам новый взгляд на структуру нашего
общества.
Позволяет легко понять такие парадоксы: как у нас, например,
поддерживают Медведева и Путина 71-72% и приблизительно такой же - 69%
считают, что власть в стране негодная. Вот в чисто рациональном обществе
не может быть – поддерживать власть, которая считается негодной – это
абсурд. Потому что либо нам она нравится – значит она годна, либо она
нам не нравится - значит она негодна. У нас – она нам нравится, но она
нам негодна. Рационального объяснения этому нет. С точки зрения логоса, это взаимоконфликтующие модели: либо да, либо нет, либо ноль, либо
один. Законы логики Аристотеля, их никто не отменял. А в русском
обществе – нет. У нас там то ли один, то ли ноль, и это нормально. И все
в этом живут, с этим считаются. Кажется, загадка русской души. Может
быть загадка русской души, но она отгадывается с помощью социологии
воображения. Т.е. как расшифровать этот конкретный пример? Путин и
Медведев, мы оцениваем их в рамках патерналистской модели нашего
мифологического сознания. Они для нас родители. Разве мы скажем о своем
отце, что нам он не нравится? Нет. Мы скажем, что отец – все-таки отец,
фигура. Проецируя модель отца на Путина, на руководителя, мы говорим:
«Да, я ставлю ему зачет – он отец». Работает один уровень
социологический. А на втором уровне мы думаем: «А что этот отец нам
собственно дал? В принципе, мог бы и получше, а так вообще никуда не
годится». Но он уже тут осмысляется как менеджер. Путин же предлагал
считать себя менеджером. Вот он и говорит: «А как менеджеру тебе двойка,
а как отец, ну как ни крути, куда же я без тебя». Вот вам объяснение
социологического опроса, который, в противном случае, заставляет
задуматься о том, что либо этот опрос подделали, либо у нас народ идиот.
А у нас народ не идиот, просто надо подходить с точки зрения
социологии воображения: что параллельно мы видим сон и мы пробудились.
Эти два элемента в обществе, особенно в российском обществе, постоянно
переключаются. Когда ты обращаешься к чему-то, ты не знаешь, то ли это
галлюцинация, то ли это сновидение, то ли это реальность. И все мы от
этого чрезвычайно интересны.
Наше общество идеальный объект для того,
чтобы изучать его с помощью методов социологии воображения. Здесь
постоянно сон переходит в явь, а рациональная модель незаметно тихо-тихо
соскальзывает в чистую галлюцинацию или в бред. И вот наблюдать за
таким бурлящим обменом рационального и иррационального, логического и
мифологического, представляет, на мой взгляд, одну из самых страстных,
увлекательных задач. Социология итак дисциплина очень интересная и
веселая, а так ее можно сделать настолько привлекательной, что я думаю,
что если студенты, сейчас посмотрим на первых выпусках, войдут во вкус
такого анализа, я думаю, что у нас будет бум социологического
образования, потому что так глубоко и одновременно многомерно, и в общем
доброжелательно изучать то бредоватое общество, в котором мы живем, это
действительно интересно.
Можно в нем найти правильные маршруты, можно
как-то упорядочить тот занимательный, а подчас совсем не занимательный
хаос, в котором мы находимся. А дальше можно применить этот принцип
социологии воображения и к другим обществам, и он кстати блестяще будет
работать и в Европе, и в Америке. Тем более, что такие лаборатории
социологии воображения с 50-х годов так или иначе существуют
практически во всех европейских странах и с успехом занимаются
определенного рода разработками. Может быть, это не так очевидно для
них, потому что у них общество более рациональное, на порядок менее
бредовое, чем наше. А у нас это может стать дисциплиной "пар экселянс",
т.е. в принципе, если мы хотим что-то понять в мире, в котором мы живем,
лучше инструментария, чем социология воображения, мы просто не найдем.
|