Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Пролегомены к квантовой феноменологии пространственности

30.07.2009
"Свернутость - развернутость" пространства в геометрическом выражении - это квантовый принцип в чистом его виде, т.е. в его основе. Но более важно другое. Во-первых, "свернутость -развернутость" пространства это бинарная структура в самом пространстве как реальное - т.е. сущее, вследствие статуса самого пространства - обстоятельство. Т.е. бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость" это онтологически значимое обстоятельство. Во-вторых: то, в какой мере явления, описываемые в квантовой физике, являются базовыми в доступном в опыте пространстве, выражает то, в какой мере сама бинарная пространственная структура является базовой для самого пространства этого опыта, т.е. является для него пространственной основой. Т.о., именно то, что пространственная "свернутость - развернутость" имеет онтологический статус основы пространства, есть главное следствие обоснованности квантового принципа "свернутостью - развернутостью" пространства. Само то, что квантовый принцип действителен в открытом в опыте пространстве, в отношении к базовым в нем процессам, подтверждает обусловленность этого пространства бинарной пространственной структурой как квантовой основой самого пространства. Это подтверждение осуществляется как бы исподволь, т.е. не с собственной стороны этой основы, но со стороны обусловленных ею, производных от нее физических явлений, описываемых и даже (в "встраивании" в числовую структуру) "исчисляемых" квантовой физикой.

Цель данной статьи - обосновать возможность феноменологии пространственности (пространственного основания) посредством феномена линии в его специфическом значении, в рамках которого феномен "линия" в совокупности с производным от него качеством "линейность" предстает в качестве дескриптора фундирующей пространство бинарно-пространственной структуры "свернутость - развернутость", используемой в квантовой геометрии.

Задача данной статьи:

1) вывести трансцендентальное основание квантового принципа и показать, что этим основанием является бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость";

2) показать, что бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость" является пространственным основанием (основанием пространства);

3) показать возможность описания бинарной пространственной структуры "свернутость - развернутость" посредством феномена линии.

1. Квантовый принцип как общее основание квантовых теорий обнаруживается благодаря дуальности света - в таком понятии как «корпускулярно-волновой дуализм». С корпускулярно-волновым дуализмом света непосредственно связаны используемые в квантовой физике понятия "принцип неопределенности" и "квантовые флуктуации". Согласно принципу неопределенности, являющемуся "сердцевиной квантовой механики" [1, с. 84], положение в пространстве и скорость как базовые характеристики частицы не определимы одинаково точно, т.е. не сводимы к одной степени точности. Т.е. дуальность в принципе неопределенности это переходность в паре основных свойств какого-либо элемента, например, некоторой частицы. Т.е. дуальность корпускулярной и волновой сущности света трансформируется в рамках принципа неопределенности в дуальность параметров этой сущности. "Квантовые флуктуации" в квантовой механике это кажущееся случайным поведение системы на экстра-микроскопических масштабах вследствие принципа неопределенности [1, с. 265]. Флуктуация это эксплицируемая в неких опытах, обусловленная принципом неопределенности дуальная переходимость явления из одного параметра в другой или, точнее, переходимость самого некоторого параметра в другой, некий парно соответствующий ему параметр.

Квантовый принцип это принцип соизмерения базовых или предельных физических сущностей, неисчислимых безотносительно образуемой ими самими собственной внутренней структуры. Иными словами, каждую из этих сущностей нельзя измерить - т.е. разделить на части - независимо от остальных или некоторых из остальных, т.е. измерить в некоторой внешней по отношению к ним системе измерения. Иначе говоря, эти сущности образуют во взаимоотношении друг с другом структуру взаимосвязей, которая при определении (измерении) их по тем или иным базовым параметрам (энергии, скорости, массы и т.д.) предстает как внутренняя и не дробящаяся в отношении к этим параметрам структура соизмерения этих сущностей, выраженная синтаксически, т.е. как структура знаков. Получается именно то, что сами параметры в их численном выражении не дробятся в отношении друг к другу, а переходят друг в друга посредством некоторых, в численном выражении кажущихся случайными константных знаков (единиц).

Квантовый принцип это структура соизмерения, образуемая квантом. "Кванты - это единицы, на которые дробятся физические сущности" [1, с. 265]. Здесь важна акцентация: кванты это то, на что дробятся физические сущности; т.е. это то, что само по себе уже не есть физическая сущность. Физические сущности (базовые физические явления, к которым относятся не обязательно частицы, но вообще элементы и свойства) дробятся тогда, когда находятся во взаимодействии друг с другом. То, что не есть физическая сущность и что образуется во взаимодействии физических сущностей друг с другом, образуется между ними как некая чистая дробность, "квант взаимодействия". Т.е. это то, что существует между одной и другой физическими сущностями, но что не является "третьей" сущностью между этими "одной" и "другой", а есть именно некая принадлежащая им собственная их бинарность. Иными словами, это то, что не может образоваться между некими физическими сущностями как нечто третье между ними - между ними как "двумя". Т.е. квант это то, что уже не может быть "третьим", т.к. не является физической сущностью, подобной каждой из этих "двух", и соответственно он не является численно счетным наряду с ними. Т.о., квант это сама парность или бинарность внутреннего соотношения базовых физических сущностей.

Парность или бинарность не есть двоичность. Двоичность есть отношение, образуемое "2" как элементом "10" ("5"). Всякая двоичность есть не самостоятельное отношение, но подчиненное некой подразумеваемой десятеричности (пятеричности) и поэтому заведомо предполагающее и всегда неотвратимо обнаруживающее за собой троичность. Но бинарность - и только в этом и состоит смысл самого понятия бинарности - не предполагает третьего элемента в соотношении неких "двух" и поэтому есть нечто, в отношении к чему использование представления о "2" и о числе вообще имеет лишь условный, грамматический статус. Бинарность это альтернатива десятеричности (пятеричности) как числа вообще, и уже поэтому она не просто не есть двоичность, но есть ее альтернатива.

Т.о., квантовый принцип как принцип бинарности это то, в чем сама возможность дробления физических сущностей на физические сущности - т.е. численного дробления какой-нибудь из них - обретает предел, конец счета. Квантовый принцип означает предел применения числа как десятеричной (пятеричной) структуры счета в отношении к предмету физики в его основаниях. Именно поэтому кванты обнаруживаются в рассмотрении базовых и в этом смысле предельных физических явлений.

Квант представляется как собственно внефизический элемент взаимодействия базовых физических сущностей в их предельном, т.е. непосредственном - бинарном взаимодействии. В этом взаимодействии базовых физических сущностей квант является внутренним, присущим самой структуре этого взаимодействия соизмерителем этих сущностей. Квант как бы показывает, как именно каждая из этих сущностей измеряется относительно другой именно внутри самого их соотношения - в собственной их структуре, как внешне численно неделимая и неумножаемая, т.е. неизмеряемая относительно какой-либо внешней структуры измерения сущность. То, что квант это не физический элемент, но чистый соотноситель элементов - т.е. синтаксический или номинальный элемент - обуславливает то, что квант всегда имеет вид номинальной константы. Например, квант электромагнитного излучения (света) или, в более общем виде, квант действия - константа Планка - это номинал соотношения энергии с частотой (т.е. со временем). Квант света это дискретная величина энергии, связанная с электромагнитной волной, имеющей заданную частоту; или, иными словами, наименьшее количество энергии, которое может излучаться или поглощаться веществом на этой частоте. Т.е. физически квант света - это энергия с соотношении с частотой через постоянную Планка. Это «через» означает принципиальное опосредование базовых физических сущностей - в данном случае энергии и частоты - неким номиналом в их парном соотношении друг с другом. Номинальность в этом опосредовании является следствием одновременности того, что, с одной стороны, соотношение энергии со временем обнаруживает принципиальную несопоставимость их единиц, некогерентность и несоразмерность самого "джоуля" и самой "секунды" - что и выражается самим видом числа константы Планка "6,626", и того, что, с другой стороны, это все таки происходит в сущем. Эта одновременность несопоставимости и действительности соотношения физических сущностей говорит только об одном: сам вид константы Планка как число "6,626" не имеет никакого действительного онтологического смысла. "6,626" это обозначение номинала Планка, не более онтологически обусловленное, чем обозначающая этот номинал буква h. Сам вид этого обозначения, ничего не значащий, ничего собственно не показывающий и, по сути, нелепый, означает вовсе не случайность обозначаемого таким образом номинала, но именно предел и онтологическую недействительность облекающей его числовой структуры. Поэтому то, что действительно взаимоувязывает энергию и частоту (время), и что происходит в каждом электромагнитном явлении, предстает как номинал, как чистый вследствие несопоставимости ни с чем в опыте знак, неукладываемый ни в физичность как в свойство даннного в опыте сущего, ни в числовую структуру - точнее, неукладываемый в физичность посредством числовой структуры. Этот номинал как знак есть неизбежно часть некой структуры номиналов и соответствующих им знаков - т.е. элемент некоего синтаксиса, не принадлежащего ни физике, ни числовой структуре, но открываемого (точнее: приоткрываемого) в физике как обуславливающая ее базовые явления и трансцендентальная ей самой и самому ее предмету реальность, представляющаяся в опыте как нечто "чистое", как номинальность. Номинальность это и есть бинарность несопоставимого - некая высшая внедвойственная дуальность, которая есть "сопоставление несопоставимого" [3; с. 81].

Номинальность этой реальности означает именно синтаксическую несопоставимость ее с численной структурой, обуславливающей опыт и используемой в физике. В онтологическом аспекте номинальность этой реальности означает ее трансцендентальность по отношению к описываемому физикой и образующему собственно ее предмет опыту.

Итак, квант это номинал, который не является физической сущностью, т.е. не образуется числовым дроблением физических сущностей именно потому, что он не есть число, именно потому, что он не может быть дан через используемый в физике числовой синтаксис. Этот номинал соотношения физических сущностей не выразим в своей сути числовой структурой, ускользает от нее в "неопределенность". Ускользая от числа, он ведет в иной, собственный синтаксис, который обнаруживается в соотношении базовых физических сущностей как их стоящая за ними внечисленная и по сути уже внефизическая реальность, номинальная реальность. Как номинальность она есть чистая бинарная структура между базовыми физическими сущностями и является источником квантового принципа. Как реальность она есть трансцендентальное по своему онтологическому статусу основание квантового принципа.

Чем является само это основание, т.е. как его можно описать? Возможность его описания содержится в геометрии, используемой в квантовой физике.

2. Геометрия это область, которая всегда играет роль необходимого в основаниях какого-либо естествознания и поэтому пограничного для него дискурса. Геометрия это область и теория чистой пространственности: это совокупность и теоретически усматриваемая общность неких наиболее (согласно тому или иному аксиоматическому условию) чистых пространственных явлений. В геометрии, применяемой в квантовой физике (а именно - в квантовой геометрии теории струн), используется многомерная (от 9 и более, по разным версиям) пространственная структура, т.н. многообразие Калаби-Яу [1; 141], в которой постулируются пространственные измерения, именуемые "свернутыми". Это принципиальное обстоятельство в квантовой геометрии и в возможном понимании основы квантовой физики как именно пространственного по характеру обстоятельства. Сама идея "свернутых" и соответственно парно по отношению к ним "развернутых" пространственных измерений (Т. Калуца, 1919, и О. Кляйн, 1926 [1; 128 - 129]), т.е. "свернутого" и "развернутого" пространств, возникшая до появления квантовой геометрии и долго игнорируемая в квантовой физике, означает нечто, что содержит бинарность, но не является численным, т.е. исчислимым, по самой своей специфической фактуре. Фактура "свернутых и развернутых" пространств в самой их идее это соотносительная неизмеримость в пространстве "свернутого" и "развернутого" его компонентов. Т.о., сама пространственность как качество, общее для "свернутости" и "развернутости" понимается в рамках идеи "свернутых" и "развернутых" измерений как то, что по самой своей фактуре несоизмеримо и поэтому неизмеримо числом, т.е. неисчислимо. Иными словами, идея "свернутых" и "развернутых" пространств подразумевает такую фактуру самой пространственности, которая делает пространственность извне представляющейся внутренне несоизмеримой.

Пространственность в рамках идеи "свернутых" и "развернутых" пространств обретает (точнее, подтверждает) свою специфическую фактуру как не то чтобы чего-то внемножественного, но непосредственно именно не подлежащего исчислению - т.е. как чего-то самого по себе чистого именно в отношении к числовой структуре. Это подтверждает трансценденталистское понимание пространственности как качества, обуславливающего изнутри содержания каждого пространственного явления само пространство как совокупность и множество таких явлений, а не обусловленного этим множеством. Вследствие этого, само представление о "свернутости" и "развернутости" как о чисто пространственных качествах (т.е. не как о качествах чего-то в пространстве, а как о качествах самого пространства) не может быть отождествлено с представлением о чем-то сворачивающемся и разворачивающемся в пространстве, но может быть внутренне отождествлено и определено только следующим образом: это представление чистой бинарности как бинарности самого пространства, ибо ничего иного кроме бинарности само соотношение, подразумеваемое в понятиях "свернутости" и "развернутости" как пространственных качеств, не означает.

Т.о., идея "свернутых" и "развернутых" пространств может быть оценена как идея, выражающая квантовый принцип как принцип внечисленной бинарности в чистом виде. Сами "свернутость" и развернутость" как качества пространства означают пространственное и в этом смысле чистое бинарное соотношение. Эти качества не сопряжены друг с другом ничем, кроме как самим пространством, в чем они непосредственно взаимосвязываются, образуя не "два" качества, но именно бинарность качеств как собственно бинарное свойство пространства, которое теперь будет именоваться в этом тексте полностью так: бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость".

"Свернутость - развернутость" пространства в геометрическом выражении - это квантовый принцип в чистом его виде, т.е. в его основе. Но более важно другое. Во-первых, "свернутость -развернутость" пространства это бинарная структура в самом пространстве как реальное - т.е. сущее, вследствие статуса самого пространства - обстоятельство. Т.е. бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость" это онтологически значимое обстоятельство. Во-вторых: то, в какой мере явления, описываемые в квантовой физике, являются базовыми в доступном в опыте пространстве, выражает то, в какой мере сама бинарная пространственная структура является базовой для самого пространства этого опыта, т.е. является для него пространственной основой. Т.о., именно то, что пространственная "свернутость - развернутость" имеет онтологический статус основы пространства, есть главное следствие обоснованности квантового принципа "свернутостью - развернутостью" пространства. Само то, что квантовый принцип действителен в открытом в опыте пространстве, в отношении к базовым в нем процессам, подтверждает обусловленность этого пространства бинарной пространственной структурой как квантовой основой самого пространства. Это подтверждение осуществляется как бы исподволь, т.е. не с собственной стороны этой основы, но со стороны обусловленных ею, производных от нее физических явлений, описываемых и даже (в "встраивании" в числовую структуру) "исчисляемых" квантовой физикой.

Итак, бинарная пространственная структура "свернутость - развернутость" это пространственная по своей исходной характеристике, по своей "фактуре", реальность, открываемая квантовым принципом, свойством которой является неисчислимость. Этот тезис является чисто онтологическим, т.к. реальность, в нем утверждаемая, не подлежит физике и естествознанию вообще. Для естествознания, и не только в прагматически ориентированном его аспекте, но и в самой его основе, в "фундаментальном" естествознании, значимым является измерение опыта, и это измерение возможно только посредством числа, т.е. как исчислимость, вне чего нет либо опыта, либо измерения. Т.о., для естествознания утверждаемая здесь неисчислимая реальность не существует, она даже не может быть им оценена. Нужно заметить при этом, что следует отличать исчислимость физических явлений, описываемых на основе представления о них как о принадлежащих "свернуто-развернутому" пространству, и неисчислимость самой бинарной пространственной структуры "свернутость - развернутость" - неисчислимость образующего эту структуру соотношения самих "свернутости" и "развернутости" как бинарных качеств пространства.

Т.о., бинарная пространственная структура как основание квантового принципа есть его трансцендентальное основание, о котором шла речь в последних абзацах п.1. Трансцендентальное основание квантового принципа имеет онтологический статус, т.к. это пространство, которое является сущим и содержит бинарность как изначально именно этому сущему принадлежащую структуру. Это пространство называется здесь "трансцендентальным" основанием, а не "трансцендентным", т.к. оно полагается принципиально доступным в описании на основе идеи "свернутости - развернутости" пространства, используемой в квантовой геометрии. Описание трансцендентального основания квантового принципа как пространства, как некой пространственной реальности есть описание трансцендентальной, чистой пространственности. Это описание есть предмет феноменологии пространственности.

3. Для феноменологии пространственности важен сам характер описания бинарной пространственной структуры, как именно он показывается посредством геометрического дискурса - как он именуется в используемом в рамках квантовой геометрии дискурсе. Это само именование "свернутость - развернутость".

"Свернутость - развернутость" это не условный математический образ, не символический класс двойственности как множественного отношения и не число вообще, и даже не символ в чистом виде. Это, прежде всего, феномен, который нельзя выразить (изобразить) независимо от семантически указывающей в него вербальной пары. Главное же в содержании самой этой вербальной пары - не собственная семантика образующих ее слов, но синтаксическое по своей сути соотношение, образуемое взаимодействием значений этих слов. В рамках этого синтаксического соотношения сама вербальная пара, будучи уже не связанной с определенными словами, т.е. не привязанной к определенной семантике, а как бы приподнятой над ней, становится подвижной в отношении между синтаксисом и семантикой и образует в этом отношении синтаксически -семантический дискурс. Этот  дискурс (в прямом смысле слова: блуждание, переходность) и есть феномен "свернутость - развернутость".

"Свернутость - развернутость" это сама переходность: "свернутость-развернутость" - "кривизна-прямизна" - "окружность-прямая" - "угол-линия" - "поворот-разворот" - ... - "свернутость - развернутость". Понимание того, что "свернутое - развернутое" пространство - это не пространственный "объект", пусть даже и понимаемый метафизически как трансцендентальный фокус всего пространственно сущего, но именно феномен, выраженный, прежде всего, самим дискурсивно устроенным пространством взаимопереходов нескольких своих значений, является условием понимания бинарной пространственной структуры как пространственного основания. То, что именуется этой структурой, есть лишь в частном своем аспекте основа физического пространства как источник используемой в его описании квантовой структуры, в центральном же аспекте это трансцендентально-пространственная основа форм онтологически более значимых, чем физические: языка и сознания.

"Свернутость - развернутость" как дискурсивный феномен это протогеометрическое - в гуссерлевском смысле по "Началам геометрии"[2; 163] - представление или образ. "Протогеометрическое" у Гуссерля это исходно геометрические, до-счетно или до-численно геометрические явления, "смутные морфологические типы", которые в смысле неприменимости счета к ним можно называть "неточными". Именно так понимаемые неточные геометрические явления (формы) являются исходными образами и архетипами для какой-либо геометрии и в геометрии вообще. Я утверждаю, что "свернутость - развернутость" есть такой исходный архетипический образ, который в качестве найденного в квантовой геометрии (в онтологическом плане не намеренно, конечно) дескриптора пространства служит феноменологическим средством понимания пространственности в ее полноте как феномена основы пространства.

Словосочетание "свернутость-развернутость" выражает бинарную пространственную структуру в качестве геометрического соотношения. "Геометрическое соотношение" - это вид или, в этом же смысле, образ, который обретается бинарной пространственной структурой тогда, когда она дается как феномен (этом смысле, исторически неслучаен термин "свернутость": каким бы ни было спонтанным сознание человека в момент, когда он помыслил это слово как пространство, сама историчность языка (языков) выбирает этот термин). Геометричность вида бинарной пространственной структуры в словосочетании "свернутость-развернутость" есть его чистая пространственность. Обратим внимание: речь идет о чистоте пространственности как характеристики вида бинарной пространственной структуры, который обретается ею, но не есть она сама - он обретается ею тогда, когда она дается как феномен в качестве "свернутости - развернутости".

Совпадение пространственности как качества этого вида и пространственности как того, что выражается этим видом, есть исходное обстоятельство, образующее источник описания пространственнности как собственно феномена. Собственная феноменальность пространственности, как то, в чем она сама "себя выводит на свет", образуется следующим: пространственность непосредственно выражается в своем собственном качестве, выпрямляясь и восполняясь в нем. Иными словами: пространственность здесь преобразует свое выражение в свою собственность, в которой она показывается в качестве, совпадающем с ней самой, или в котором она сама совпадает с собственным выражением. Это совпадение образует феномен пространственности.

Т.о., в описании пространственности как "свернутости - развернутости" пространственность является как феномен. Точнее: "свернутость - развернутость" как геометрический вид бинарной пространственной структуры содержит феномен пространственности.

Феномен пространственности как содержание соотношения "свернутость - развернутость" необходимо есть то, что коррелирует бинарность. Т.е. это такой коррелят бинарности, который собственно не содержит бинарность. Иными словами: это содержание бинарности, не содержащее бинарность. Потому что, в случае, если бы такой коррелят содержал бинарность, он необходимо требовал бы корреляции этой бинарности по отношению к себе или извне, или со стороны своего элемента, которому он внетождественнен. Иными словами, пространственность как феномен есть такой коррелят в соотношении "свернутость - развернутость", в котором коррелируется сама бинарность этого соотношения, и который замыкает бинарность, не переводя ее в другую, новую бинарность. Это значит, что сама бинарность как источник внутренней переходности в соотношении "свернутость - развернутость", образующей в нем неопределенность, закрывается в таком корреляте. Т.о., коррелят "свернутости" и "развернутости" обладает свойством, через которое этот коррелят закрывает и замыкает неопределенность коррелируемой им бинарности. Т.е. этот коррелят обладает определенностью.

Определенность коррелята свернутости и развернутости может быть феноменологически переведена и показана при помощи вербальной морфемы "мерность". Само соотношение "свернутость - развернутость" может быть переведено в "с-мерность - раз-мерность". "Размерность" это открытость какой-либо мерности, обуславливающая измеримость в совокупности мерностей (измерений). "Смерность" -  закрытость мерности, обуславливающая невозможность измерения.

Транспонирование соотношения "свернутость - развернутость" в соотношение "смерность - размерность" дает возможность показать определенность коррелята "свернутости" и "развернутости" как свойство, коррелирующее какую-либо мерность и невозможность мерности. Это свойство не точно, но условно можно назвать одномерностью. Одномерность здесь не есть одна из мерностей какой-то системы измерения, вроде "трехмерной": т.е. одномерность это не измерение в одной из мерностей. "Одно" в одномерности это не единица как элемент числа, но внечисленная и поэтому не подлежащая измерению определенность. Т.о., одномерность в рассматриваемом здесь смысле есть безмерность и внемерность как, во-первых, недоступность мерности в соотношении с другими мерностями и, во-вторых, ускользаемость мерности. Недоступность и ускользаемость мерности это не какая-либо мерность среди других, с одной стороны, и это не невозможность мерности, с другой стороны. Иными словами, одномерность это принципиальная недоступность мерности как одной из других и принципиальная ускользаемость ее в ее отсутствии. Заметим, про одномерность неверно говорить, что она есть "возможность мерности", т.к. в таком случае это означало бы утверждение ее отсутствия. Напротив, она именно не утверждаема в своем отсутствии: она, не будучи невозможностью мерности, не есть возможность мерности. Т.е.: одномерность есть нечто между мерностью, которая есть уже нечто большее, чем возможность мерности, и какой-либо мерностью, в чем она была бы уже невозможна в соотношении с другими мерностями.

Одномерность есть трансцендентальное размерности свойство. Одномерность внеразмерна. Если бы она была размерна, то она присутствовала бы совместно и наряду с иными мерностями, только в отношении к которым она была бы размерной - что противоречит ее понятию.

Одномерность есть не отсутствующее, но открытое и в этом смысле определенное свойство. Если бы одномерность была отсутствующей, невозможной и закрытой, она была бы неотличима от "смерности", т.е. она не была бы мерностью.

Итак, одномерность это определенное свойство коррелята "смерности - размерности". Выходя из "смерности - размерности" как транспозиции "свернутости - развернутости", закрепим: одномерность есть определенное свойство коррелята свернутости и развернутости. Иными словами, одномерность это дескриптор определенности коррелята "свернутости" и "развернутости" (сама определенность здесь - феноменологически искусственно синтезируемое свойство этого коррелята). Благодаря этому можно утвердить следующее: определенность коррелята "свернутости" и "развернутости" это его одномерность. 

В качестве одномерности как определенного свойства своего коррелята соотношение "свернутости" и "развернутости" может быть раскрыто как нечто внебинарное, уже не содержащее бинарность, вследствие чего коррелят этого соотношения, как содержание этого соотношения, может быть определен как феномен пространственности: этот коррелят в своем определении становится определением собственно феномена пространственности.
Одномерность в свернутости и развернутости есть в них общая мера того, что морфологически выделяется в качестве общей основы слов "свернутость" и "развернутость". Это буквально: "вернутость". "Вернутость" семантически коррелируется "поворотностью", т.к. связывается по значению с "вернуться", "повернуть", т.е. с поворотом. Т.о., одномерность в "свернутости" и "развернутости" это общая в них мера поворота.

Общая мера поворота в "свернутости" и "развернутости" это то, что не является сворачиванием и не является разворачиванием. Это почти бесповоротность как минимальный поворот - минимальный в мере, которая есть между отсутствием поворота в разворачивании и погружением в него в сворачивании. Это то, что соизмеряет свернутость и развернутость как такой поворот, который почти не разворачивает и в самой малой - собственно единственной и единичной - мере сворачивает. Можно представить меру поворота как наименьший угол, который является большим, чем свернутый угол и меньшим, чем возможная единица развернутого угла.
Мера поворота как одномерность в "свернутости" и "развернутости" есть обарачиваемость как сама возможность поворота. Оборачиваемость как возможность поворота не есть отсутствие поворота в исчезновении его в свернутости, равно как она не есть некое число, в котором поворот открыт в его измерении в каких-то единицах в развернутости. Мера поворота как оборачиваемость это не число и не исчезновение поворота, что дискурсивно есть одно и то же, но такая его мера, в которой поворот, не исчезая и не мультиплицируясь, есть сам поворот в собственном, образующем в себе собственную единичность смысле.

Итак, мера поворота это сам поворот как таковой, т.е. то, что не содержит поворот (внутри себя), но непосредственно является им. Как описать то, что не содержит поворот? Это значит найти некий феномен, т.е. то, что явлено, т.е. открыто в пространстве. Это феномен, который, с одной стороны, развернут, а не свернут, с другой стороны, это то, в чем самом нет поворота.

Это означает, что феномен, о котором идет речь, есть нечто в исчезающе малой мере развернутое. Это нечто почти отсутствующее - присутствующее лишь в той мере, которая соответствует самой мере поворота. Когда речь идет о присутствии, речь идет о развернутости: т.о., речь идет о феномене, в котором развернутость осуществляется лишь в мере, равной мере поворота - и не большей. Это означает нечто, что развернуто, но не содержит поворот. Иными словами, это то, что развернуто (подлежит повороту в аспекте разворачивания), но не разворачивает.

То, что не разворачивает это то, что не поворачивает, т.е. - явлено прямым. Прямизна при этом есть не отсутствие поворота, но его минимальность, позволяющая развернутости явиться, позволяющая ей быть явленной. Сама явленность есть в пространственном смысле ничто иное как минимум поворота в развернутости, т.е. - прямизна.

Т.о., описанием коррелята свернутости и развернутости является такая вербальность, которая семантически достоверно указывает прямизну. Это слово "линия". Линия это слово, обладающее семантической полнотой, т.е. определенным значением, т.е.является термином. В качестве термина "линия" может быть ближайшим и определенным описанием того, что развернуто - т.е. открыто, а не свернуто, но при этом не разворачивает и не содержит поворот в себе и за собой. Этот термин семантически определен и синтаксически одномерен: он выражает полностью - в полноте как совокупности и своего значения, и собственного вида - то, что не содержит поворот, но что является поворотом в наименьшей возможной в развернутом состоянии пространства мере. Одномерность линии в собственном синтаксическом виде этого термина (как одного слова) и одномерность ее в ее семантическом аспекте (и "однозначность" как определенность значения, и "одномерность" в геометрически-координатном определении этого значении) есть одна и та же совпадающая одномерность, в которой образуется мера поворота как одномерность коррелята "свернутости" и "развернутости".

Итак, я постулирую, что линия это описание (дескриптор) коррелята "свернутости" и "развернутости", в котором геометрическое по виду соотношение "свернутости" и "развернутости" выражает бинарную пространственную структуру в качестве феномена.

Линия провозглашается здесь как феноменологическое средство - как средство построения такой пространственной феноменологии, предметом которой является описание условий существования чистых пространственных явлений. Чистота пространственности этих явлений полагается как линейность - качество, которое можно определить как "состоять из линий". Попросту говоря: чистые пространственные явления это явления, состоящие из линий.

Линейность это качество, производное от линии и образуемое в восприятии какого-либо - любого возможного в опыте - обладающего значением явления присутствием линии в самой структуре данного явления - точнее, в структуре восприятия, обуславливающей данное явление. Это присутствие обусловлено подчиненностью структуры восприятия пространству, т.е. тем, что пространственность как само пространственное качество - проявляющееся, прежде всего, в элементарном изоморфизме как возможности конгруэнтности (налагаемости, совмещаемости) - нередуцируемо присутствует в восприятии, причем, как физическом, так и ментальном (воображении). Присутствие линии дифференциально распределяет компоненты структуры восприятия в данном явлении - т.е.перцептивные качества: цветовые, звуковые, тактильные и т.д. в их действительном смешении, образуемом всегда имеющем место их взаимным смещением - в соответствии с пространственным значением данного явления, более или менее явным, но необходимым в нем. В этом распределении (как состоянии структуры восприятия, дифференцированном присутствием линии) компоненты структуры восприятия, имеющие вид определенных взаимных значений, обусловленных содержанием данного явления (например, "дверь":  "коричневая", "пахнущая", "упругая", ...), интегрируются в их взаимосмешении в пространственные - линейные - значения и преобразуются в своей совокупности в некое, соответствующее значению данного явления, сочетание линий. Эти сочетания линий и есть чистые пространственные - линейные - явления, полагаемые присутствующими в содержаниях как физически воспринимаемых, так и ментально (в воображении) воспринимаемых явлений. Их линейность, как именно чистота в пространственном смысле, позволяет использовать понятие линейности как средство построения онтологии, объединяющей на основе фенгоменологической теории пространственности, физические и ментальные формы сущего.

Следует заметить, что постулируемый здесь статус линии как пространственного феномена означает универсальность ее в отношении к структуре восприятия. Т.е. линия не принадлежит каким-то отдельным компонентам структуры восприятия как бы в отличие от других, но является общим феноменом в восприятии. Это означает вневизуальность и внетактильность линии, т.е. непринадлежность феномена линии только визуальному и тактильному компонентам структуры восприятия. Это непросто представить, но именно представление об интерперцептивном характере линии и линейности как производного от нее качества является исходным в Aпровозглашаемой в этой статье в качестве возможной квантовой феноменологии пространственности.

Городецкий М.В.

===

Список литературы:
1. Грин, Б. Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории: Пер. с англ. / Общ. ред. В.О. Малышенко. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.
2. Гуссерль, Эдмунд. Начало геометрии [Текст]: монография / Э.Гуссерль; Введ. Деррида Ж.; Пер. с фр. и нем. Маяцкого М. - М.: Ad Marginem, 1996. - 267 с.
3. Поппер К.Р. Квантовая теория и раскол в физике / Пер. с англ., комментарии, послесловие А.А. Печенкина. М.: Издательская корпорация "Логос", 1998. 192 с.

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения