Особое значение экономики в нашей жизни определяется тем,
что все остальное в этой жизни подавлено. Этим остальным я, например,
называю культуру. Культура – это не мелочевка, не картины, висящие в
музее. Это, по большому счету, то, чем жив человек. Это его мифы, его
идеалы, его смыслы, его сокровенное, его экзистенциальное представление о
том, что есть его бытие, и вообще – он сам. Низведение культуры до
развлечения имело всегда сокрушительные последствия. Помните
пресловутое: «Хлеба и зрелищ!»? Начавшись лозунгом «Хлеба и зрелищ!»,
Рим очень быстро кончился, исторически очень быстро. Тогда на это
понадобились столетия, сейчас на это могут понадобиться десятилетия –
потому что процессы идут быстрее.
Жизнь во многом сведена к этому «Хлеба и зрелищ!» – стоит посмотреть
телевидение и ты увидишь, что развлечения, причем весьма специфические,
занимают гигантское место, а все требуют, чтобы их еще увеличили. Это
означает, что места для человека, как такового, не существует. Когда
человек, как таковой, рушится, возникает вот этот живот, пузо, чрево.
Когда-нибудь видели, наверное, например, инсультных больных, которые
очень много едят и что-нибудь еще. У них кончилась духовная жизнь,
человек кончен. У него там все заблокировано. И отсюда возникает
переедание, особое внимание к этому, особая чувствительность, упоение
пищей, упоение самим процессом пережевывания. Потому что эмоций надо
столько же, закон сохранения остается, – а их нет.
В этом смысле мне всегда вспоминался анекдот, как один человек,
потерявший бумажник, хлопает себя по всем карманам, кроме одного. Его
спрашивают: «А в этом-то что не ищешь?» – «Боюсь» – «Что такое?» – «А
вдруг и там нет!». Так вот, сегодняшний человек боится прикоснуться к
карману культуры, в большом смысле слова, к карману самого себя, своей
человеческой самости.
Поразительный процесс! Поразительный потому, что он был подхвачен
интеллигенцией. То, что я называл «карнавализацией бытия». Рабле, да?
Нужно иметь мир Рабле, чтобы в нем экономика заняла такое место.
Интеллигенция-то все время говорила: «Не хлебом единым жив человек!»,
«Эй вы, люди, знаете ли вы, что нас ждет? А я знаю! Я только что оттуда»
(я Д. Гранина цитирую). И вдруг потом ранние Стругацкие, которые
говорили вообще, что весь смысл в каких-то высоких страстях, а потом
было сказано, что дешевая колбаса делается из человечины, и весь смысл в
этом рынке.
Конечно, стоит вспомнить Великого инквизитора: «А видишь сии камни в
этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и побежит за тобой
человечество, как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно
трепещущее – что ты отымешь руки свои, и прекратятся хлеба твои. Но ты
не захотел лишить человека свободы, отверг предложение. Ибо какая же
свобода, – решил ты, – если послушание куплено хлебом? Ты заявил, что
человек живет не хлебом единым. А знаешь ли, что пройдут века, и
человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что
преступления нет, а стало быть, нет и греха – есть голодные. Накорми и
потом требуй с них добродетели! И никакая наука не даст нам хлеба, пока
они будут оставаться свободными. И кончится все это тем, что они придут к
нам и скажут нам: «Лучше поработите, но накормите!». Поймут, наконец,
что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого – вместе немыслимы».
Это я цитирую Великого инквизитора Достоевского, свободно, по
памяти. И, между прочим, у довольно близкого к нему Великого
инквизитора у Шиллера было сказано: «Чему я оставлю Испанию?», то он
отвечал: «Тленью, но не свободе». Смысл этого экономоцентризма
заключается в том, что раздувается чрево, а сжимается все остальное. А
затем возникает идея, что «никакая наука не даст им хлеба, пока они
будут оставаться свободными. И кончится тем, что они придут к нам и
скажут: «Лучше поработите, но накормите!».
Некоторые даже называют это проектом "Великий инквизитор,"
вот эту экономизацию жизни. Экономика удовлетворяет определенные
потребности. Говорят – марксизм. Совсем недавно вспомнил, что у Энгельса
(Энгельса, который гораздо слабее Маркса!) есть разговор о трех видах
производства – производстве вещей, производстве людей и производстве
идей. Так вот, нужно быть полными невеждами для того, чтобы свести
марксизм к производству вещей. А вот то, что осуществлено, конечно, и
есть вещецентризм. И, конечно, ясно, что человек, страшно боящийся
смерти и уже не имеющий никаких ответов на эти вопросы, пытается
загородиться этими вещами. Он отгораживается от бездны, создает для себя
постоянно миры из вещей и только вещей – потому что нечем больше
загородиться.
В этом смысле, плохо, когда нет хлеба, когда люди голодны, когда не
умеют производить вещей, когда отсутствие этих вещей начинает задевать
человеческие потребности. Человек должен иметь возможность
удовлетворять свои материальные потребности – но он не может сводиться к
ним. Значит, всякое раздувание экономики за некоторые ее пределы
означает, что, что-то вытесняется вообще из жизни. И мы видим, примерно,
– что.
Общество потребления – что это означает, по сути? Всякое движение,
прогресс, развитие требуют идеальной мотивации. Всякая
идеальная мотивация, будучи задействована в итоге прогресса, обнажает
историческую несправедливость, а также несостоятельность правящего
класса. Меняются классы в процессе – это значит, осуществляется история.
Исторический дух, апеллировавший когда-то к феодалам, переходит к
кому-то другому – к буржуа. И так далее. Передается эстафета этого духа.
Если правящий класс хочет убить историю и сделать так, чтобы всего
этого не было – а он, безусловно, возжелал этого в середине 50-х годов
ХХ века, – то, что он должен сделать? Он должен убить эту идеальную
мотивацию, он должен убить все мобилизующее, он должен сделать Богом
Великое равновесие, покой, он должен уничтожить в человеке свойственное
ему мятежное беспокойство. Он все это должен убрать!
Казалось, что это слишком амбициозный проект. Но я знаю,
как реализовывался этот проект мыслителями и политиками, начиная с
50-х годов, как он обсуждался. Это не тайна за семью печатями. Часть
этих обсуждений была почти открытой, часть – вообще открытой. Даже то,
что было закрыто, было закрыто не слишком. Создан новый человек – «хомо
чрево». Это другой человек.
Хозяева – это люди с другой мотивацией. Может быть, очень жестокой.
На стенах у каждого хозяина написано: «Миром правит невещественное!».
Даже для того, чтобы создать банду и начать грабить, уже нужно иметь
что-то, кроме денег. Банда должна быть консолидирована. На чем?
Итальянская сицилийская мафия ведь не только на крови держится, но и на
мечтах о Риме, о римских легионерах – даже если вспомнить фильм
«Крестный отец». Какие-нибудь более продвинутые мафии – так рядом с ними
находятся ордена – либо исламские, либо христианские, буддистские,
китайские «Триады». Это очень сложное явление!
Всегда в основе лежит смысл. Это отражается классическим
индийским построением: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, если я
правильно помню. Высшая каста – это каста смыслов, потому что смыслы
создают социальные коммуникации, а уж социальные коммуникации, создав
банду, позволяют банде наезжать на другие банды и грабить. Тогда
возникают деньги. Кроме того, деньги же надо не только награбить – их
надо удержать, на протяжении поколений. Почему бы их не потратить тут
же? На это же тоже нужно иметь какую-то отсрочку, вознаграждение,
какую-то продвинутую. Значит, каждый субъект, в ядре своем, построен на
некой идеальной мотивации. И если он разрушает идеальную мотивацию, то
он разрушает идеальную мотивацию конкурирующих субъектов – не у себя! Он
никогда не позволит тронуть свою идеальную мотивацию.
И это очень легко проверить. Нам предлагают: «Давайте подискутируем
по каким-нибудь вопросам. Подискутируем по вопросу: кто прав – Гитлер
или вы? Ну, мы же интеллигентные люди! Давайте подискутируем по этому
вопросу и по этому вопросу». А вы только попробуйте так подискутировать
по вопросу о Джордже Вашингтоне или еще какому-нибудь – вас остановят.
Сначала вас остановят корректно, потом остановят жестко, а потом с вами
перестанут разговаривать. И правильно сделают! Потому что это их
ценности, это их недискутируемый сакралитет.
Значит, все хранят свои ценности. Если даже они их каким-то
образом обновляют, проблематизируют, то крайне бережно. В Америке не
дискредитирован до конца ни один президент. Кеннеди, если говорить о нем
правду, супер распущенный сексуальный тип, близкий к безумию. Но – он
святой! Ну, обсуждались детали поведения Рузвельта и Элеоноры, но они же
остались святыми!
А что не осквернено, не оплевано в истории моего Отечества? Что,
что оставили? Ну, оставили бы хоть что-то! Вот, я считал, Гагарина бы
оставили – ну, мужик даже если и был членом партии, но не членом же ЦК. В
космос слетал, простой, лицо хорошее. Нет, нужно фильмик какой-нибудь
снять и в этом фильме каким-то образом надавить, сковырять. Полистайте
фотоальбомы, документальные альбомы времен Великой Отечественной войны! И
чтобы назвать этих жертвенных мальчишек – «сволочью», кем надо быть?
Ну, конечно, после этого теряется полностью вся смысловая компонента. И
все занимает чрево.
Еще в конце 80-х я заезжал во всякие армейские контингенты.
Обсуждаешь какие-нибудь вопросы: квартиры, детские садики и так далее.
Все это очень важно, очень нужно. Но солдат существует для того, чтобы
умирать. Тот, кто надел на себя эти погоны – он надел на себя рыцарскую
мантию! И потом это все выяснилось – на офицерских собраниях и где
угодно, где должен был решаться вопрос о Державе. А решались совершенно
другие вопросы!
Экономоцентризм – это общество «ням-ням». Человек «ням-ням» – это
конец истории. Из этого человека, как из пластилина, можно лепить все,
что угодно. В этом смысле, он является сырьем для любого самого
беспощадного господства. Потому что в нем нет идеи свободы. Ничего нет –
жратва, миска.
Достаточно вообще посмотреть на экономоцентризм наших демократов –
любителей свободы, чтобы понять, что никакая свобода их не интересовала.
Здесь же все время разговор один – зачем нам нужна свобода? Зачем?
Чтобы было процветание, для просперити. Ё-моё, ну посмотри – вон китайцы
идут к просперити без свободы, вон те и эти. Так тебе что нужно –
просперити или свобода? Как «или – или»? – «Свобода – есть средство!» –
«Ну, ты что, родной, очумел? Как же средство-то?».
Никакого пиетета перед Евтушенко не испытываю, но
фраза мне нравится: «Для чего Христа распяли?» – «Чтобы лишний праздник
был!». Для чего нужна свобода? – Чтобы нажраться досыта. А если можно
без свободы нажраться досыта? То и не нужна, да?
Значит, вот это раздутие этой экономической составляющей, конечно,
нужно для того, чтобы создать несвободного человека, и в этом смысле, не
человека вообще, а скота. Это реализация классического разделения
человечества на физиков, т.е. тех, кому нужна жратва, как большинство,
психиков – людей, живущих чувствами, и пневматиков – людей, живущих
духом. А это уже ход к тому, к чему и стремится нынешняя элита – к
созданию необратимо многоэтажного человечества. Его нет, но оно может
быть. И экономоцентризм возникает, дабы оно возникло. Экономика – это
для рабов.
Сергей Кургинян
|