Тезисы доклада аспиранта кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Андрея Коваленко на семинаре «Экономическая модель Четвертой политической теории».
Мир-системный подход или мир-системный анализ последние несколько десятилетий считается авангардный течением политической и экономической мысли не только в академической научной среде. Он так же широко распространился в политической публицистике. Секрет необычайного успеха метода кроется, в его способности адекватно объяснить явления и процессы мировой экономики, глобализации, углубляющегося имущественного разрыва между странами первого и третьего мира. В успехе метода стоит винить в равной степени и его отцов-основателей – Фернана Броделя, Андре Гундер Франка, Иммануила Валлерстайна, и самих адептов либерально-стадиального подхода, продолжающих в разгар системного кризиса капиталистической системы настаивать на дескриптивной и объяснительной способностях своего метода.
Одним из отцов-основателей и безусловным вдохновителем Валлерстайна можно считать французского историка Фернана Броделя (1902—1985). Без понятия сути его концепций, примененных им к анализу событий не только XX века, но и всей истории человечества, невозможно понять дальнейшего развития мир-системного анализа в работах И. Валлерстайна, С. Амина, А.Г. Франка, и других мыслителей. Являясь одновременно ярчайшим представителем известной исторической школы «Анналов», Бродель обогатил экономическую и географическую мысль представлением о мир-экономическом (l'economie-monde) развитии человечества.
Наиболее существенным и во многом революционным был вклад Броделя в экономическую географию. В своем фундаментальном трехтомном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.», целиком посвященном критическому переосмыслению истории капитализма, он подробнейшим образом рассматривает внутреннее взаимодействие и развитие миров-экономик.
Новаторство Броделя также состояло в том, что он, в отличие от историков «классической школы», выделял принципиально иные макроисторические субъекты. Такими субъектами, по Броделю, являются отнюдь не народы, государства, империи или этносы. В основу своей стратификации он клал экономику, и, следовательно, основным историческим субъектом считал мир-экономику.
Мир-экономика Броделя во многих своих чертах напоминает концепцию «автаркии» немецкого экономиста Фридриха Листа. Не случайно это определение этимологически связано с немецким Weltwirtschaft – мировая экономика, мировой рынок. Мир-экономика понимается автором как абсолютно автономная от других сообществ и/или остального человечества геоэкономическая и геосоциальная система, основанная на функционировании иерархически организованного механизма неравенства и эксплуатации. Сам Бродель определял мир-экономику как «экономически самостоятельный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство».
При этом различные культуры и общества внутри одного мира-экономики связаны не жестко, а определение «мир» говорит лишь о том, что различные части отдельного мира-экономики могут сообщаться друг с другом, но не обязательно являются законченным во всех смыслах целым.
На заре человечества таких миров-экономик могло существовать множество, поскольку абсолютно автономным могло быть любое племя. В исторической перспективе Бродель рассматривает такие замкнутые в себе миры-экономики, как Финикия, Карфаген, Рим, Индия, Китай, арабский мир и т.д. В качестве барьеров между ними, которые бывало невыгодно пересекать с экономической точки зрения, могли быть природные преграды (малооживленные, инертные зоны — например Сахара или же Тихий океан). По поводу России Бродель заключал, что полноценным миром-экономикой она являлась лишь до реформ Петра Первого, который, прорубив «окно в Европу», растворил тем самым Россию в набирающем силу европейском мире-экономике. Следующей попыткой собирания России в самостоятельный мир-экономику стал Советский проект. Тенденции к падению этого мира-экономики Бродель мог видеть в последние годы своей жизни, когда СССР стоял на породе перестройки, гласности и либеральных реформ.
С развитием процессов глобализации и, особенно, с появлением в XVI веке капитализма начал складываться единый мир-экономика. Внутри ее существует жесткая стратификация. В центре стоит «сверхгород», в XIV в. им была Венеция, позднее центр переместился во Фландрию и Англию, оттуда в ХХ столетии за океан в Нью-Йорк. Любопытно, что географическое местоположение этого «сверхгорода» не статично, по мере развития экономики он может перемещаться внутри одного мира-экономики, между ними порой происходит ожесточенная борьба за первенство.
Геосоциальное разделение мира-экономики на «сердцевину», «срединную зону» и «маргинальную зону» взял на вооружение Валлерстайн, обозначив их как «центр», «полупереферию» и «переферию».
Впервые понятие «мир-экономика» встречается в работе «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». В четкой форме оно появилось в работах Броделя «Динамика капитализма» и «Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв.», упомянутой выше.
Главными оппонентами идей Броделя мира-экономики в XX веке были цивилизационный подход и стадиальный. Последний целиком основывался на либерально-прогрессистском подходе к истории, выделяющем определенные стадии развития обществ. Их «взросление» при этом рассматривалось изолировано, что, безусловно, не могло и не может объяснить становление ведущих экономик мира, первичное накопление капитала в которых происходила за счет жесткой эксплуатации «срединной» и «маргинальной» экономических зон сложившегося мира-экономики.
Литература
1. Бродель Ф. 1986, 1988, 1992. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV‑XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992.
2. Валлерстайн И. Россия и капиталистическая мир-экономика, 1500 — 2010 // СМ. 1996. № 5.
3. Brunhes (Alain), Fernand Braudel, Paris, Josette Lyon, 2001
4. Verschave (François-Xavier), La maison-monde. Libres leçons de Braudel, Paris, Charles-Léopold Mayer, 2005
5. Lai, Cheng-Chung. Braudel's Historiography Reconsidered, Maryland: University Press of America, 2004.
Economic and geographic factors in world-systems approach of Fernand Braudel
Keywords: Fernand Braudel, world-systems, l'economie-monde
Andrey Kovalenko
|