28 апреля в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчик состоялась научно-практическая конференция "Повышение роли общественности в противодействии экстремизму и терроризму". Она была организована по инициативе общественной палаты КБР и прошла на базе Кабардино-Балкарского Государственного университета. В ней приняли участие общественные деятели, ученые, представители власти республики, а также гости из других регионов, среди которых были научный сотрудник ЦКИ Леонид Савин и заместитель директора Ростовского филиала ЦКИ Виктор Черноус.
Мероприятие показало, что произошли определенные парадигмальные сдвиги в сознании как силовиков, так и научной элиты, представители которой начали подходить к проблеме экстремизма с точки зрения дискурса, анализируя когнитивный феномен – вопросы идеологии и идентичности. Мероприятие показало, что произошли определенные парадигмальные сдвиги в сознании как силовиков, так и научной элиты, представители которой начали подходить к проблеме экстремизма с точки зрения дискурса, анализируя когнитивный феномен – вопросы идеологии и идентичности.
Так, например, в выступлении раис-имама г. Нальчик Назира Ахматова говорилось, что экстремизм в КБР и на Кавказе в целом связан с интересами определенных политических сил. "Орудием для достижения своих целей в геополитике был избран ислам, а точнее непросвещенные мусульмане и пакет социальных проблем в регионе. Конфликт, сфабрикованный с использованием именно ислама, был осуществлен с помощью ложных канонов ислама, к которым духовная элита оказалась неготовой", сказал он, отметив, что "в России пора осознать, что ислам и его представители являются оплотом федерализма в нашей стране".
Правозащитники Лариса Дорогова и Валерий Хатажуков акцентировали внимание на плохой работе судебной системы республики, отметив, что и коррупция вносит свою лепту в весь спектр проблем, связанных с терроризмом.
Заместитель министра внутренних дел КБР Наурби Жамборов посвятил свой доклад причинам зарождения исламского терроризма в республике и работе органов внутренних дел по борьбе с ним. Жамборов отметил, что "до начала 2000 года в КБР насчитывалось около двадцати различных джамаатов. Первоочередной задачей джамаатов было привлечение на свою сторону новых членов, завоевание авторитета среди населения и, в первую очередь, среди молодежи неработающей. Стратегической задачей ставилось создание исламского государства с шариатской формой правления на территории Северного Кавказа".
Профессор политологии университета Сан-Диего Михаил Алексеев затронул такой вопрос как идентичность, применив теорию социальной категоризации и пересекающихся социальных разделов к анализу исламского общества. На примере хаджа Алексеев показал, что в более открытом обществе, где происходит постоянный культурный обмен с представителями других культур утверждение в идентичности происходит меньше, следовательно, риск конфликтов тоже ослабляется.
Доклад Леонида Савина был посвящен структурному социальному анализу и моделированию гражданских процессов. Были затронуты такие вопросы как стратегическая культура, которая напрямую связана с представлением о безопасности, а также разделение на государствоцентричный и мультицентричный миры, что определенным образом сказалось и на общественно-политических процессах Северного Кавказа.
В докладе было представлено мнение научных сотрудников Министерства обороны Великобритании, согласно которому отток русского населения из региона рассматривается как одна из существенных проблем, напрямую связанная с безопасностью. В качестве еще одного примера был представлен социальный эксперимент по мобилизации гражданских сетей посредством альтернативных медиа, который был проведен в конце прошлого года в США оборонным агентством перспективных технологий (DARPA).
Также в неформальной обстановке по завершении конференции произошел обмен мнениями с представителями общественности Кабардино-Балкарии по распределению власти в республике, появлению возможных угроз и пути их преодоления.
|