Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Социология русского времени: конспект лекции №3

07.12.2009
В курсе структурной социологии уже были описаны все принципиальные вопросы, касающиеся времени. Мы знаем, что время - это понятие социальное, поэтому сразу перейдем к описанию русского времени. Для начала посмотрим, каково время в православной традиции. Практически с первых веков русской государственности, мы были православным народом, поэтому православие наложило глубокий отпечаток на структуру русского общества.

Православное время

В православии существует несколько, налагающихся друг на друга времен, поэтому нужно говорить о различных темпоральностях в православной традиции. В основе не только православия, но и большинства традиционных конфессий, лежит понятие вечности.

1. Вечность – не совсем точное русское слово, это не очень большая длительность, а то, что выше любой длительности, не имеющее начала и конца. Это не время, а отсутствие времени. Вечность – это бесконечность; время, перешедшее в пространство; некое измерение. Вечность – точка, равноудаленная от любой точки во времени и содержащая все эти точки. Вечность – это и сверхвремя и все время одновременно. Это свойство не тварного мира, а Творца.

2. Циклическое время – Пасхальные циклы, годовые циклы (праздники), суточные циклы богослужений. «Вечное возвращение одного и того же», как говорил Ницше. Циклическое временя – это представление о вечности внутри времени.

Линейное время:

3. Регресс – понимается на двух уровнях. Во-первых, это путь от золотого века – к концу времен, к Апокалипсису (Ветхий и Новый завет). А в новозаветном периоде – это три этапа: катакомбный (заложил основы существования церкви, образцовый период), имперский (он трактуется как период заточения сатаны Архангелом Михаилом), апостасийный (от греч. - отступничество) - это когда дьявол вырывается наружу, и это совпадает с современным этапом истории.

4. Прогресс – упование на финальное спасение. Ожидание Второго пришествия Спасителя. Для христиан ожидание конца времен имеет положительный характер.

5. Разрывное (евхаристическое) время или время события. Разрыв рутинного времени, выбрасывание человека из его обычного состояния, его контакт с вечностью. Это связано с евхаристическим таинством – человек принимает в себя плоть и кровь Христа, человек изымается из потока профанного времени. Этот момент должен быть особо прочувствован и осознан человеком.

6. Непрерывное время – это христианское время, которое означает предание.

Эти представления о времени практически с момента христианизации были внятны, по меньшей мере, городской киевской древнерусской элите, потом Московскому царству и так, вплоть до 20 века. Широким массам населения это было свойственно в той степени, в какой они были вовлечены в круг церковных праздников и богослужений. Христианское время, структурированное богословским образом, доходило и до простых людей. С киевского периода данная структура темпоральности транслировалась во все общество.

7. Покаянное время – это время отрицательное, обращенное против самого себя. Человек кается в своих грехах и находится в состоянии перехода (по греч. метанойя – перенос сознания). Перенос сознания от профанического к священному, сакральному. Это тяжелое время, время раскаяния. Самый наглядный пример тому – среда пятой недели Великого поста – «Марьино стояние», в этот день служится покаянная служба, когда на протяжении 6 – 8 часов люди каются и кладут непрерывно земные поклоны. Сейчас этот обряд строго сохранился в среде старообрядчества.

Народное время

Совершенно очевидно, что православное время не было тождественно русскому народному времени. Описанные выше виды времени – это интеллектуальная сердцевина. Вокруг этого костяка располагалось народное время, оно перетолковывало все на свой лад.

Понятие вечности из богословской концепции переходило на сам народ. Вечность соответствовала бытию народа. Народная вечность – некий имманентный срез вечности, в ее богословском значении. Перенос свойства Бога на народ – пример ассимиляции и упрощения народом новой христианской традиции. На этой модели в 16 веке формируется идея народа-богоносца.

Народный цикл был связан с годовыми работами. Это резонировало с церковными циклами. К примеру, Яблочный Спас – праздник Преображения, а в народной традиции – это древнейший праздник сбора урожая. Также необходимо учесть существование языческих дохристианских обрядом. Таким образом, народное циклическое время сочетает в себе христианское циклическое время, сезонные циклы и пережитки языческих традиций. В разных этносах слияние этих двух моделей времени (церковного и народного) проходило по-разному.

Также к народному циклу относится цикл рождений, браков и смертей. Эти три точки замкнуты в круг. Суточный цикл также входил в классическое мировосприятие православного человека.

Представление о линейном времени в народе присутствует смутно. Есть регрессивное время – время упадка, от хорошего к плохому. Это отражено в сказках, которые повествуют о прошлом времени, времени былин. Также это отражено в поговорке: «Раньше были волоты, мы – тужики, а дальше будут пыжики».
С этим связано тоскливое время, русская тоска не имеет причины. Время тоски – время падения вниз, время спуска, нехватка исчезнувшего, того, что прошло, и чего больше не будет. Прогрессивное время тоже смутно. Оно выражено в русском фатализме и уповании на «авось». В рамках народного времени – с одной стороны тоска, с другой – вера в хорошее - наложение прогрессивного и регрессивного времени.

Непрерывное время в народе – это обычаи, обряды. Здесь важна идея ценности, сохранения одного и того же, передачи и трансляции народной традиции. 

Пьяное время – разновидность русского народного времени, его также можно назвать экстатическим. К экстатическому также относится страстное время. В народной среде экстатическое время играет огромную роль, в нем и тоска, и веселье, в нем проявляются и более глубокие элементы.

Сонное время – время сновидений. Это тоже народная среда, в христианстве строго этого времени нет. Содержание сонного времени постоянно растет – это царство мифа, оно постоянно пополняется тем, что вытесняется сознанием. Там не существует строгих моделей.

Разрывное время (событие) – в русском народе почти не видна разрывность, аналогичная евхаристическому времени. В народной среде праздник можно назвать событием, он выпадает из череды буден. Событие – это столкновение со смертью (смертное время). Но для русских свойственно эвфемизировать смерть.

Государственное время

Государственное время совершенно особое. В нем есть, прежде всего, непрерывность – институциональная память (династии, устои и обычаи государственного управления, правовые документы).

Прерывное время – это государственные события, такие как война, смена династий, катастрофы, революции. Это то, из чего состоит история, русская история в основном государственная.

Тянущееся время – бюрократическое время. Это русская специфика, иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда отмечали, что у нас все происходит очень медленно.

Пенитенциарное время – время, связанное с тюремным заключением. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» - русский человек считает, что в тюрьму можно попасть при любых обстоятельствах. Отсюда большое количество тюремной лирики.

Вышеописанные три вида времени – православное, народное и государственное формируют наиболее общий контекст социологии русского времени. Народное время наиболее обширное, но и наиболее смутное. Самое четкое и строго описанное – христианское время. Государство привносит в темпоральность нарочитую прерывность, событийность.

Начиная с 18 века, к нам пришло еще и научное время. Оно не родилось в России, это импортное время, его к нам привезли. Научное время  сложилось в западной Европе, примерно в 16-17 веках. Научное время состоит из двух систем – физическое и историческое время. Они оба необратимы. Историческое время состоит из событий и каузальных систем. Оно имеет одностороннее направление (вектор истории). Отсюда происходит идея прогресса - события развиваются по цепочке от простого к сложному, от примитивного к развитому, и, можно сказать, от плохого к хорошему. Парадигма прогресса начинает применятся ко всей истории. Все повторения – это иллюзия, считают представители истории. Истинный исторический процесс состоит из одноразовых событий, которые никогда не повторяются. Повторение – это свойство природы. Логика истории основана на том, что мы движемся от природы к культуре. Выход культуры из природы, общество становится все более и более культурной. Физическое время - бессодержательно, это априорная форма бытия материи, оно не наделено событиями. В физическое время мы можем помещать события, но по определенным законам – например, по законам классической механики. Лишь во второй половине 20 века ученые, в частности Илья Пригожин, задались вопросом – как сочетать историческое время с физическим.

То время, которым мы сейчас оперируем – не русское время, а западноевропейское. Это и есть археомодерн. Научное время – это время модерна. Прогрессивное время в истории и физическое время в материи – грубый исторический прогрессивный материализм. А социология науки – это представление о социологических и социальных корнях научных идей, о том, как наука растет из общества и взаимодействует с ним.

С точки зрения археомодернистической структуры русского общества темпоральная структура такова:

Темпоральная структура археомодерна

научное время, государственное время (частично)
___________________________________________
православное время, народное время

В России единственным источником модернизации является государство. Однако государственное время частично проваливается в знаменатель.

Темпоральность русского общества до Петра (10 – 17 века)

православное время, государственное время (логос)
_________________________________________
народное время (мифос)

Если сравнить эти две схемы, то мы увидим, что народное время как было, так и остается в знаменателе, но затем из числителя в знаменатель перемещается православное время. Государственное время держится четко в числителе, это показывает, что сам факт существования государства обеспечивал нам историческую преемственность.

Периоды русской истории

1. Докиевский период – это период сказочного времени. Это доисторическое время, мы о нем не имеем никакого представления. Можно предположить, что это сказочное время сохранилось в народном времени. Сказочное время может быть реконструировано на основе тщательного изучения социологии народного времени. Здесь нет государственного и православного времени, это дохристианский период.

2. Киевский период – сказочное время остается, добавляется христианское, и начинается государственное время. А в творчестве – это былинное время, повествование о киевском периоде и богатырях в форме былин и старин. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона является выдающимся философским и богословским памятником русской мысли о времени.  В киевский период входит взлет и падение до удельной Руси.

3. Монгольская Русь – время у нас отняли, появляется монгольское время с его имперской концепцией. Возникает две Руси – Московская и Литовская. Время у них течет по-разному. Литовская Русь постепенно интегрируется в западноевропейское время, здесь уже можно говорить о формировании католического времени.

4. Московская Русь – московское время (концепция Третьего Рима). Его признаки – это эсхатология и возникновение государственной идеи. Православие и государственность в этот период объединяются в общем эсхатологическом рывке. Заканчивается этот период церковным расколом.

5. Романовский период (Санкт-Петербургская Русь) – начало археомодерна. Здесь к нам приходит научное время (вместе с государственным научное время располагается в числителе). В знаменатель же переходят все предшествующие времена.

6. Советское время – время экстатической научности. Эпоха бурной модернизации русского общества. Время настоящего прогресса, была предпринята попытка вычистить знаменатель с его архаикой. Но народное время в результате разъело советский строй.

7. Постсоветское «времечко» (хихикающее время). Это можно представить как археомодерн, помноженный на постмодерн. Знаменатель есть, но его практически не видно.

Эти исторические модели – содержание реальной социальной истории, на каждом этапе  которой действует совокупность времен, они кочуют из знаменателя в числитель, сталкиваются, расходятся, конфликтуют и противоречат друг другу. Примерно такова социология русского времени. Сегодня в нашем времени нет просто никаких моделей, с помощью которых можно было бы мыслить о значении прошлого, и о будущем. Чтобы наше время было, мы должны разобраться со всей этой многомерной картиной. Если мы не справимся с распутыванием истоков и структур русского времени, то мы не сможем понять, что и в каком направление идет. У нас нет настоящего, прошлое представляется каким-то недоразумением. Пока мы не разберемся с этой сложной картиной, не добьемся результатов в понимании социологии времени русского общества, мы не сможем открыть следующую страницу нашей истории.


Юля Дмитриева

 
< Пред.   След. >
10 12 13 14 16 2 4 6 8
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения