Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение


ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале 
Русские и государство: реферат Версия для печати Отправить на e-mail
11.01.2010

Секрет России в мистерии русского языка. Язык основан на интонациях и ассоциациях, на каком-то таинственном токе невысказанного и нерационального, что проступает сквозь обычные слова и фразы. Русское слово "вещь" этимологически происходит от глагола "ведать", т.е. "знать". "Вещь", таким образом, в русском языке определяет не предмет сам по себе, но его известность, его знакомость, мысль, информацию о нем. Вещь есть то, о чем человеку (или нечеловеку) известно. Русский язык - сплошная непрерывная мантра. Контекст в нем удушает своей плотностью любое послание, событие расстворяется в фоне, зеркальные аналогии подрывают логический дискурс. Русский язык - мать всех языков, потому что это не язык, а возможность языка. В нем нет такого утверждения, которое не несло бы в себе собственного опровержения, самоиронии, абсолютно инакового послания. Это касается не только нашей литературы, но и газетных статей и официальных сообщений.


Для понимания социополитического феномена «Russkoe Gosudarstvo», необходимо придти к ощущению уникальности данной системы, через осознание несостоятельности большинства западных псевдо универсальных теорий описывающих государство – это в частности, а в общем смысле реальность вообще, которые в свою очередь имеют в своей хронике корни уходящие в эпохи феодальных отношений, аристократической призмы понимания происходящего и олигархического образа мышления элит западной цивилизации и плюс ко всему пытающихся сформировать такой поток информации, повернуть так факты, чтобы сконструировать своё понимания реальности, в которой  время линейно, поступательно, существует историческое поступательное развитие человечества, человек – индивидуум, то есть постоянная величина, что было традиционное общество, а на смену ему пришло промышленное, капиталистическое или для удобства понимания был премодерн потом на смену ему пришёл модерн потом и постмодерн, и тому подобное, и это понимание распространить на весь мир, то есть выдать за единственно истинное. 

Существует постоянная – русская вещь. И эта постоянная есть всегда вне зависимости от типа государственности, а их было множество, на протяжении существования русской вещи, это и есть ключевой элемент, который делает инородным западное понимание государства применительно к русским реалиям.

Секрет России в мистерии русского языка.

Язык основан на интонациях и ассоциациях, на каком-то таинственном токе невысказанного и нерационального, что проступает сквозь обычные слова и фразы. Русское слово "вещь" этимологически происходит от глагола "ведать", т.е. "знать". "Вещь", таким образом, в русском языке определяет не предмет сам по себе, но его известность, его знакомость, мысль, информацию о нем. Вещь есть то, о чем человеку (или нечеловеку) известно. Русский язык - сплошная непрерывная мантра. Контекст в нем удушает своей плотностью любое послание, событие расстворяется в фоне, зеркальные аналогии подрывают логический дискурс. Русский язык - мать всех языков, потому что это не язык, а возможность языка. В нем нет такого утверждения, которое не несло бы в себе собственного опровержения, самоиронии, абсолютно инакового послания. Это касается не только нашей литературы, но и газетных статей и официальных сообщений.

Аристотелевская модель о трёх типах государств. Монархия, аристократия, полития. Монархия – субъект власти один. Аристократия – правят некоторые. Полития  - власть большинства. Или Автократор – самодержец. Элиты – избранные, меньшинство. Массы - большинство. Власть аристократии или элит – есть феодальная власть.

Феодализм – такая система, где все массы принадлежат не многим, то есть элитам или феодалам .Были феодальные отношения на Западе. На территории современной нам России, ещё до  времён зарождения таких систем как русские, narod, русское нечто, были свои уникальные, отличные от западных отношения между, если можно так сказать, прерусскими.

Докиевский период – это период сказочного времени. Это доисторическое время, мы о нем не имеем никакого представления. Можно предположить, что это сказочное время сохранилось в народном времени. Сказочное время может быть реконструировано на основе тщательного изучения социологии народного времени. Здесь нет государственного и православного времени, это дохристианский период. По Вернадскому, славяне занимали лесостепную зону, которую контролировали индоевропейские, потом тюркские, гуннские кочевые империи и со стороны лесных финноугорских массивах на севере, русские были между ними. И занимались земледелием, и как правило платили дань агрессивным степнякам, а не мирным финнам.

То есть русские были данниками степняков, их государственности (степной кочевой империи). Пассивное отношение к русской вещи у северной государственности и активное у южан (дань хазарам). Кочевые скотоводы, всегда устанавливают контроль над оседлыми  землепашцами (как социологический закон).

Далее период государственный этап – Россия, как Гардарика. Страна городов в центральной Русской возвышенности. Основная территория заселена землепашцами, вдоль рек. В городах возникает особая социополитическая система. По Вернадскому, соцполитическая система Гардарики, на кануне Киевского периода, представляла собой смешанный социальный тип, в городах сосредоточено большое разнообразное торговое население, вечевые институты.

Очень сильно развитая полития (правление масс).  Традиционный элемент русской политической государственной системы – свободные общины крестьянские задруги, которые пашут землю и городское вече. То есть городская и крестьянская полития  - традиционный элемент русской политической государственной системы.

В целом система древнеславянской политики воспроизводила привычную для индоевропейских (арийских) народов трёхчастную модель: жрецы-воины-землепашцы. Каждое племя осознавало себя как законченную и самостоятельную единицу, сплоченную общностью традиции, истории, мифов, кровного родства, хозяйственного уклада. Правовые нормы не имели чётких формулировок, являясь неотъемлемой частью этнической традиции древних славян, где религиозные, обрядовые, нравственные и хозяйственные основы не отделялись от правовых, образуя единый строй традиционного общества. Правовые нормы считались столь же сакральными уложениями, как и ритуалы, и свято чтились. Формула Руси Гардарики – кочевые элиты и автохтонные массы.

Следующий этап – призвание Рюрика.

С приходом Рюрика в Новгород в качестве князя происходит процесс создания собственной государственности, осознания древнеславянских племён себя единым этносом. Здесь формируется народ (narod). Narod – этнос, который вступает в историю, обретающий будущие, то есть этнос объединенный не только прошлым но и объединённым будущим. Этнос находящийся в состоянии активных трансформаций. Narod начинает осмыслять своё место в мире, параллельно русские принимаю православие (элита принимает православие, то есть государство.). Государственность, церковь, затрагивает только элиту. 

С точки зрения этнической, это был важнейший этап этногенеза, сплавления в единый этнос нескольких родо-племенных групп. С точки зрения исторической¸ здесь мы являемся свидетелями рождения русского народа, как историко-политической общности, берущей на себя ответственность за активное бытие в истории в качестве её коллективного субъекта. С точки зрения политической, народ заявляет о намерении создать себе государство. У разных народов, этносов и государств эти события вполне могут не могут не совпадать. Есть этносы, не осознающие себя народом. Есть народы, не имеющие государства. А есть те, у кого эти события растянуты во времени – подчас с промежутками в столетия. В русской истории призвание Рюрика на царство есть та точка, где все эти три явления совпадают.

Государство несёт с собой фиксацию правовых норм, которые в определённых аспектах необратимы. Князья и их дружины приобретают правовой статус господ, чьё превосходство основано отныне не на силе и не на историческом эпизоде периодически повторяющегося «суда». Призвав Рюрика на княжение, славянские племена заложили основу правовой модели государственности, сформулировали учредительный акт, не имеющий обратной стороны. Народ уступил свою свободу великому князю, делегировав ему суверенитет. И это действие стало стержнем правовой системы на более, чем тысячелетний период.

Само название русские появляется с государственностью. Русские – политическое понятие не этническое. Возникают новые деления этноцентра, не племенные. Династические модели дробления. Городовые дробления. Но остаются этнические и племенные дробления, появляются новые остаются прежние. Киевская Русь экстатическая Русь. Выход за пределы своего этнического мира или создание народа.

Элиты, церковь и земские боярства (племенные вожди).

Возникает следующая схема русской государственности великий князь – князья бояре- церковь  и внизу массы.
Велико княжеское государство по преимуществу.

Киевский период – сказочное время остается, добавляется христианское, и начинается государственное время. А в творчестве – это былинное время, повествование о киевском периоде и богатырях в форме былин и старин. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона является выдающимся философским и богословским памятником русской мысли о времени.  В киевский период входит взлет и падение до удельной Руси. Следующий этап. По Гумилёву – партии – греко-византийская, князь Всеволод. Западно-католическая, Даниил Галицкий. Руссофильская, митрополит Илларион. Восточная, половецкие и туранские кочевники.

В период удельной Руси, формируется несколько социоцентров в Киевской Руси. Разные политические системы. Аристократическая система и Голочина и Волынь . Новгород и Псков городская полития. Суздаль и Владимир монархическая система. И в Киеве это всё сходится – синтезируется.Монголы. Конец Киевской государственности.  Наше государство делится на два государства Восточная Русь, которая тесно интегрируется с ордой и Западная Русь – польско-литовская Русь, западная. Монголы создают свою политическую государственность но культуры и религию оставляют прежнюю монархическое правление.  Польско-литовская Русь – по мимо экономического аспекта идёт навязывание западной культурно политической модели аристократический тип.

Монгольская Русь – время у нас отняли, появляется монгольское время с его имперской концепцией. Возникает две Руси – Московская и Литовская. Время у них течет по-разному. Литовская Русь постепенно интегрируется в западноевропейское время, здесь уже можно говорить о формировании католического времени. После расшатывания орды появляется московское царство (made by narod - Russkoe Gosudarstvo). Принцип альянса царя – высшего монарха с массами направленными против аристократии. Анти боярское, анти аристократическое государство. Царь имеет всеволее. Кульминация данного процесса при правлении Ивана Грозного. Перевод вотчин в поместья.

Russkoe Gosudarstvo – царь с благословление народа истребляет элиту.

Московская Русь – московское время (концепция Третьего Рима). Его признаки – это эсхатология и возникновение государственной идеи. Православие и государственность в этот период объединяются в общем эсхатологическом рывке. Заканчивается этот период церковным расколом.

Элита мыслиться как потенциальная люцефирическая угроза, которая себя может, точнее хочет поставить на равнее с царем, а не как изначально задумывалась – помощники. Падение царя, смутное время монархический институт ослабевает, элита сажает Лжедмитрия. 1612 год narod берёт в заложники князя Пожарского и гонит на Москву вышибать интервентов. Поддерживаемый (народ) РПЦ. Земский собор, низ (база) выбирает Романовых. Романовский период (Санкт-Петербургская Русь) – начало археомодерна. Здесь к нам приходит научное время (вместе с государственным научное время располагается в числителе). В знаменатель же переходят все предшествующие времена.

Московская идея делится на монархический секулярный империализм, православный патриарший империализм Никон, московский традиционализм. Раньше это было одним целым. В итоге остаётся на монархический секулярный империализм. То есть европейская ориентация и Петр. Романно германское иго. Архиомодерн. В силу мощнейшего монархического начала так не удалось укрепиться аристократии. Наличие  тотальной власти царей, цариц. 19 век с Екатерины, русское общество развернулось в сторону монархи. Западники и славянофилы, разные смыслы государственности. 1917 год вся политическая система рушиться. На верх поднимается русское (советская Русь).

Советское время – время экстатической научности. Эпоха бурной модернизации русского общества. Время настоящего прогресса, была предпринята попытка вычистить знаменатель с его архаикой. Но народное время в результате разъело советский строй.

Магически народная эсхатологическая линия.
Все в рамках археомодерна.

Массы запускают новый тип монархии. 1918 год столица МОСКВА МОНАРХИЯ. Сталин уничтожает элиту. Сталинский период- абсолютно адекватный всем, всему пониманию русскими  государства и его значения.  Свободные славянские общины – закрепощаемые княжеской властью свободные славянские общины, с постепенно возрастающим осознанием народного единства  – закрепощаемые славянские общины, в процессе христианизации и воцерковления все более сознательные в отношении народной и религиозной миссии – перенимающие некоторые ордынские социальные институты (организация общества, как войска) закрепощаемые славянские общины, сплоченные православием и ностальгией по потерянной государственной независимости (суверенитету)  – тотальное общество с преобладанием крестьян с ориентацией на тягловый идеал всеобщего спасения через религию и государство с яркими мессианскими чертами – жестко сословное общество светского образца, лишенное религиозной миссии, с четким выделением социального типа элиты и социального типа массы окончательно закрепощенных (несвободных) крестьян (вплоть до различия языка, обычаев, формы одежды и т.д.) – советское общество, основанное на идеалах равенства, интернационализма, коммунистического мессианства, тоталитарное и мобилизованное .

Государство (переменная) менялось по цепочке исторических трансформаций:

Киевская Русь (приход аллогенной элиты - интеграция восточно-славянских и финно-угорских племен – принятие христианства, централизация) – удельная Русь (дезинтеграция на княжества, децентрализация) – вхождение в Орду (татарская элита - продолжение раздробленности - постепенный подъем Москвы) – Московская Русь (русская монархически религиозная элита - Святая Русь, Третий Рим – пик исторического самосознания) – реформы Петра (германская элита - светская Российская Империя  – империализм - колонизация) – СССР (еврейская элита - советская идея – экспорт коммунизма в планетарном масштабе).

Особые черты «русской цивилизации»: содержательное мессианство (бытие ради истины); ценность целостности (соборной, народной, общественной, государственной); принцип справедливости (правды); консерватизм; жертвенность; созерцательность и державность.  Но перечисленные качества открывают как положительные, так и отрицательные стороны русского национального характера.
Так мессианское начало заставляет пренебрегать рациональным благоустроительством.

Целостность препятствует развитию индивидуального начала и творческое развитие личности. Принцип справедливости сдерживает дух индивидуального предпринимательства. Консерватизм негативно влияет на развитие инноваций.

Излишняя жертвенность ведет к пассивности. Созерцательность, вырождаясь, превращается в лень.

Центральным звеном западной цивилизации является крайний индивидуализм, который представляется в формах крайнего эгоизма, отчуждения и в пределе ведет к превращению живых людей в товар или инструмент. «Свобода ведет к отчуждению людей друг от друга, порождая известную формулу Ж. П. Сартра: «Ад это другие».

Если же говорить об институте дани и обратимости господства у древних славян, то следует сказать, что «древние славяне высоко чтили принцип воли (свободы) и считали его естественной привилегией славянского племени». Логика осознания русскими себя как нации, построение государства и получение национальной идеи показывается, как путь от этноса к Империи. Вершинными вехами этого процесса представляются: призвание на княжение Рюрика, московское государство Иоанна Грозного и сталинская большевистская Империя. Но необходимо сказать и о глабализации как всемирном процессе. Для России же необходим «постмодернизация без глобализации». При этом под постмодернизацией понимается необходимость России играть по общемировым правилам. А под глобализацией - однополярный мир с центром в США. Идеальная же ситуация для России это аграрная экономика (не по Столыпину, а с традиционным общинным укладом), при параллельном развитии высоких технологий, способных обеспечивать оборонную мощь страны.

В СССР в 1920-30-е годы шло разрушение рыночных механизмов и властью был проведен курс радикального изменения социальной структуры общества вызывали необходимость создания тоталитарного государства.
К началу XX в. Россия оставалась последним бастионом консервативных (христианских) нравственных ценностей и поэтому все больше воспринималась «сильными мира сего» как досадное препятствие их геополитическим планам. Поэтому за жертвенность и бескорыстие России они платили ей предательством - что ярко продемонстрировала Первая мировая война...

Горбачёв же, который сначала проводит антиалкогольную кампанию, потом объявляет гласность, а затем уже и перестройку.
В сравнении с СССР, территория Российской Федерации меньше на 24 % (с 22,4 до 17 млн км²), а население меньше на 49 % (с 290 до 148 млн чел.), из них русских на 16 % (с 137 до 116 млн чел.)

С 2000 года в стране проводится политический курс на укрепление центральной и ослабление региональных властей (укрепление вертикали власти), национализацию некоторых предприятий.

«Русский народ, особо одаренный религиозно, назвал себя - по особой любви к святости - "Святая Русь"».
Как же писал Июнь 1953 года Лесненской обители Лопухин Петр Сергеевич: «Святая Русь хочет государства, в котором беспрепятственно живет и развивается христианин. Она хочет, чтобы не было "в воздухе" безразличия ко злу и добру, чтобы была борьба со злом, чтобы не было разделения и властвования одних над другими, чтобы не было соблазнов и тяжких искушений, чтобы была борьба против них». «Христианство обращает внимание человека во внутрь,...». «На человека влияет среда, нравственная обстановка:...» автор этих слов известный деятель Зарубежной Церкви  Петр Сергеевич Лопухин Многое что высказано в этой статье подходит для «Идеи для России».

Сам русский быт стал настолько православным, что в нем невозможно было отделить труд и отдых от богослужения и веры, все было едино. Этот быт Московской Руси, сравнимый с монастырским, отличался от западного индивидуалистического и тем, что в нем не делалось исключений даже для Царя. Его распорядок церковной жизни был таким же, как у всех, и его важнейшей частью были ежедневные богослужения. Перед смертью русские правители часто принимали монашество. Свобода Царя, его свободное исповедание веры и целей своего служения, нравственные отношения Царя и народа - их общая цель создания христианской государственности, нравственная ответственность Царя, Его посвящение себя на Царское служение, освящение Его власти и помазание Царя на Царство и подвиг - таковы основные законы государства, создаваемого Святой Русью, таковы основы этого действительно "sui generis" государства.

Эта конституция создавала соответственный ореол Русских Царей. Есть прекрасное свидетельство о характерном оттенке этого ореола. О нем говорили русские поэты, духовно тонкие и благородные, умевшие "истину Царям с улыбкой говорить". Скромно-почтительно они говорят, что русских Царей характеризует честность: "Он честно правит нами", - говорил Пушкин. "Наш честный Русский Царь", - писал Тютчев. Святая Русь пришла к своему государству сознательно, трезвенно и твердо в поисках христианской государственности! Не потому она хочет Царя, что это Богоустановленная государственная форма и догмат, не потому, что ей полюбилась власть единоличная и красота власти, а потому, что она не знает, как иначе построить христианскую власть.

Как ранее говорили священники христианством нам дан смысл жизни - приобщение к Богу. Это единственная спасительная цель и все, вся жизнь должна подчиняться этому. Но если говорить "вся", то значит и государственная жизнь.

Христианство обращает внимание человека во внутрь, ибо там совершается приобщение Богу и Царству Божию. "Царство Божие" на земле не должно мыслиться во внешних, ему присущих, "священных" формах: Царство Божие не приходит "приметным образом". "И не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, - Царствие Божие внутри вас есть". 

Но следует учитывать, что на человека влияет и среда, и нравственная обстановка: мы зависим, друг от друга и влияем на окружающих. Можно создать такие отношения, такую обстановку или воздух общественной жизни, что в них жить до крайности тяжело. В каждом государстве, как в доме или семье, есть свой дух. Вот почему для христианина не только не безразлично, но имеет огромное значение устроение государственной жизни, ее цели, основы, "философия права" государства, определяющая направление, характер и дух жизни, наших отношений друг с другом, нашей общественной жизни.

Государственную жизнь направляет власть, и у власти всегда есть своя философия, и руководясь ею, власть управляет и устраивает общественную жизнь. Нет и не может быть власти без философии - без того или иного понимания своего смысла и цели. Если кто скажет, что власти не нужна никакая философия, что государство есть только техническая организация для удовлетворения нужд и воли большинства, то и такое утверждение уже есть своего рода философия государственного права.

Святая Русь наоборот - отбрасывает все эти приемы воздействия на власть: вместо юридических норм контроля и ограничения она устраивает духовные и нравственные условия, гарантирующие желанную ей власть: она дает носителю власти полную свободу и налагает на него нравственную ответственность без этой свободы немыслимую.

Она хочет власть свободную и самодержавную (МОНАРХ) и ставит одно условие этого самодержавия: свободный самодержавный носитель власти должен царственно свободно исповедывать свою веру и дать обещание осуществлять свою власть, руководствуясь этой его верой. Эта связь власти Государя с его верой настолько глубока, что дала основание митрополиту Антонию сказать: "моя верность Царю определяется его верностью Христу".
Ранее иностранцы поражались церковностью Святой Руси и особенно ее наружным благочестием. «Внешний вид русского города и селения показывал, что религия - господствующая сила в стране. Иностранцы видели в городах множество богатых церквей и монастырей. Палаты князей и богатых людей украшались внутри на церковный лад. По городу постоянно слышался звон доброшумных колоколов; на всех улицах стояли часовни, иконы в окладах, с зажженными свечами. Прохожие крестились перед каждою церковью и часовней, иные клали земные поклоны. Здесь можно было встретить духовенство с иконами, крестами, пением и св. водой. Торжественные крестные ходы совершались весьма часто».

Доколе жив человек - жива душа его, и она упорно любит идею Христианской власти.

И история русского - это живая постоянно меняющаяся история с живыми предками, с безграничной вариацией произошедшего - наше прошлое открыто, оно может быть изменено, купается в вечности, убежав от смерти, поэтому может быть таким или иным... Живое нельзя втиснуть в неизменное, оно оттуда вываливается.

Народ - это вера и опыт, слитые воедино, это мысль и чувство до их разделения, это плоть и дух, сплетенные между собой до неразличения... Это наш пульс, не имеющий ни начала, ни конца, это наши всенародные слезы и великий, сотрясающий горы хохот. На заре русской истории - по меньшей мере, описанной и зафиксированной - мы видим единство народа и государства, их синтез. Народ, перерастая внутренние пределы, возмечтал о царстве своем и породил его из себя. И жил этим государством, и лелеял его, и берег его для своей великой души. Но, породив царство, русские как бы раздвоились, народный дух смотрелся в это зеркало, менял ракурсы взгляда, в сердцах разбивал его, чтобы снова воссоздать. Это история любви и ненависти, сближения и удаления, череды сокрытий и откровений... Народ временами сливался с государством, проникал в него, оживлял его, а потом снова отступал, как воды отлива, оставляя тревожную заржавленную конструкцию, скрипящую шестернями. Да, это наше творение, но бывали эпохи, когда казалось, что это не так, что это нечто чуждое, внешнее, призванное не сохранить, а уничтожить народ, не возвеличить его, а унизить, не освободить мощь духа, а посадить на цепь.

Отношение русских к государству двойственно: мы нежны к нему и жестоки одновременно, как и оно к нам, потому что это наш образ, наша тень, проекция наших страхов и вместилище наших надежд. Государство - это свободный двойник народа, его отражение, получившее призрак независимости. Как "дьявол есть обезьяна Бога", так "государство есть обезьяна народа". Там все узнаваемо, но все искажено. Преемственность по линии народа - главная и неотторжимая. Мы, русские, в первую очередь народ, и это делает нас теми, кто мы есть. Приходя в себя, мы идем в народ и, идя в народ, приходим в себя. В русском слиты "я" и "не-я". Русское - абсолютно, нет ничего иного, кроме русского, так как именно русское дает бытие всем остальным вещам. Неговорящий по-русски "нем". Он немец. Мы соболезнуем ему - бедный, бедный немец. Русский народ - всем народам народ. И он волен играть своей государственностью, сжигать ее гераклитовой свободой и снова созидать из своих благословенных чресл. Мы - мир, целый и не имеющий недостатка ни в чем, буйный и кроткий, сытый и алчный, напитанный терпкой истиной до неразличения света и тьмы, рождающий свой свет и свою тьму и забирающий их снова в свой неистощимый исток.

Итак, последовательность такая: вначале народ и только затем государство. И только такое государство, которое живет, дышит, плачет и движется, думает и переживает, страдает и радуется. Иначе нас снова обманут.

 

Источники:

1) http://imperium.lenin.ru/LENIN/27/russ-veshch.html
2) http://konservatizm.org/seminars/sotsiologiya-russkogo-obschestva/071209133622.xhtml
3) А. Дугин Обществоведение для граждан новой России М-2007 Евразийское движение
4) http://konservatizm.org/speech/dugin/150509151123.xhtml
5) http://www.baznica.info/pagesid-4074.html
6) http://apocalypse.orthodoxy.ru/secret/13.htm
7) Росстат 1.01.09. http://www.perepis2009.ru/index.html?id=9
8) СВЯТАЯ РУСЬ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО Лопухин П.С. 1953 г http://www.dorogadomoj.com/dr62svj.html#p1#p1
9) http://apocalypse.orthodoxy.ru/ideology/
10) П. В. Знаменский. История русской церкви.
11) http://medvedev.viperson.ru/wind.php?ID=385197&soch=1


Виталий Иванов, социологический факультет, 5 курс

 
< Пред.   След. >
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения