Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

"Некоммунизм" и "нелиберализм"

18.02.2009
rostovdugin.gifСегодня мы наблюдаем в нашей стране тотальный идеологический вакуум. Две идеологии, которые были доминантными или же претендовали на это, рухнули. Так, советская идеология, сохранив некое технологическое и методологическое значение, без существенных поправок уже не может быть использована. С другой стороны, в 90-е годы произошел глубочайший крах попытки внедрения либеральной идеологии. Общество категорически ее не приняло, хотя стоит признать, что отдельные ее фрагменты еще присутствуют в нашем обществе, например, в сфере культуры, однако в ту же науку, в высшую школу она не успела внедриться, и уж тем более не стала мировоззрением всего народа. Партии же, которые отстаивали данную идеологию, с позором провалились практически на всех выборах. Таким образом, мы «от противного» определили консерватизм как «некоммунизм» и «нелиберализм». То есть для того, чтобы заполнить идеологический вакуум, мы предложили очень широкое определение неоконсерватизма.
Выступление руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессора Александра Дугина на открытии отделения ЦКИ в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону) 18 февраля 2009 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

В сентябре 2007 года мы вместе с деканом социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессором Владимиром Ивановичем Дорбеньковым создали Центр консервативных исследований при Московском университете. Фактически сразу наши коллеги и единомышленники в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону предложили организовать аналогичные центры при своих университетах и сегодня они уже начали свою работу. Более того, на данный момент мы уже получили огромное количество предложений открыть подобные центры в других точках.

Смысл создания Центра консервативных исследований заключается в следующем. Сегодня мы наблюдаем в нашей стране тотальный идеологический вакуум. Две идеологии, которые были доминантными или же претендовали на это, рухнули. Так, советская идеология, сохранив некое технологическое и методологическое значение, без существенных поправок уже не может быть использована. С другой стороны, в 90-е годы произошел глубочайший крах попытки внедрения либеральной идеологии. Общество категорически ее не приняло, хотя стоит признать, что отдельные ее фрагменты еще присутствуют в нашем обществе, например, в сфере культуры, однако в ту же науку, в высшую школу она не успела внедриться, и уж тем более не стала мировоззрением всего народа. Партии же, которые отстаивали данную идеологию, с позором провалились практически на всех выборах.

Таким образом, мы «от противного» определили консерватизм как «некоммунизм» и «нелиберализм». То есть для того, чтобы заполнить идеологический вакуум, мы предложили очень широкое определение неоконсерватизма. При этом для нас важен не столько политический аспект этой идеологии, сколько эпистема, поскольку наш Центр – не политический, но научный. Центр консервативных исследований занимается разработкой не просто консервативной политической идеологии, но разработкой консервативной эпистемы, то есть той научной парадигмы, той матрицы, которая позволила бы нам продолжать развивать научные исследования в самых разных сферах, в первую очередь, в сфере социально-гуманитарных наук. Развивать исследования, отталкиваясь от достаточно четко зафиксированной консенсусной аксиоматики. Стоит отметить, что одной из ключевых причин кризиса нашего образования является отсутствие эпистемы, которая бы передавалась от поколения к поколению. Преподаватели высшей и средней школы вынуждены искать и верстать ее сами, и в итоге у нас нет консенсусных определений. Один – марксист, другой – либерал, третий – стихийный консерватор, четвертый – религиозный человек, пятый – атеист. И именно наш Центр поставил перед собой идею систематизации социальной эпистемы в консервативном ключе. Повторюсь, это не политико-идеологическая, но научно-методологическая и научно-онтологическая задача.

С самого начала работы Центра консервативных исследований, оказалось, что нашей работой интересуется огромное количество людей. Так, к работе нашего Центра подключились такие известные общественные деятели, различные в политических убеждениях, но единые в осознании пагубности отсутствия упомянутой эпистемы, как Михаил Леонтьев и Максим Шевченко, Сергей Кургинян и Александр Ципко, Исраэль Шамир и Авигдор Эскин, Борислав Милошевич и Эдвард Лозанский, Гейдар Джемаль и раввин Мордехай Шрики. Кроме того, очень важно отметить питерское направление нашей деятельности. Так, декан философского факультета СПбГУ, член Совета Федерации от Хабаровского края профессор Юрий Никифорович Солонин уже открыл при Санкт-Петербургском университете отделение Центра консервативных исследований – «Санкт-Петербургский консервативный клуб».
Выработка консервативной научной эпистемы фактически сразу, как только начали проводиться первые заседания ЦКИ, вызвала неподдельный интерес властей. Сегодня «Единая Россия» уже пытается создать нечто прикладное консервативное, однако, на мой взгляд, это делается «не с того конца». Однако то, что в правящей партии существует запрос на консерватизм, не может не обнадеживать. По той причине, что идеология «Единая Россия» очень сильно окрашена бытовыми популистскими вопросами, мы напрямую не участвуем в процесс идеологического строительства данной партии, тем не менее, контактируем с ее руководством регулярно, и с удовольствием констатируем, с каким интересом воспринимается каждый документ, который исходит из нашего Центра.

При этом важно подчеркнуть, что несмотря на чисто научный, академический характер ЦКИ, прикладные вопросы не исключаются в принципе. Центр – это очень открытая, совершенно не сектантская и не сугубо академическая модель, что наглядно демонстрирует тот пул экспертов, которые принимают участие в нашей работе. Мы открыты к самым различным точкам зрения. Хотя, наверное, для убежденных коммунистов или убежденных либералов стоит искать другие площадки, где они смогут встретить единомышленников и не будут спорить относительно базовых вещей. Все же, кто приходят к нам, при всем многообразии взглядов, в целом, разделяют базовые консервативные ценности.

Вот приблизительно такова наша установка. В заключение я хочу сказать, что очень рад, что именно в Ростове мы проводим первое полноценное внемосковское заседание Центра консервативных исследований. И особенно рад видеть гостей из других областей, из других центров Российской Федерации. Надеюсь, данная тема вас заинтересует, и в дальнейшем мы сможем вместе развивать наши научные сети.
 
< Пред.   След. >
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения