Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Речь Дугина на нулевом заседании ЦКИ

Тексты выступлений на мероприятиях ЦКИ - Александр Дугин
16.09.2008

 

 

Презентация идеологии Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова профессором Александром Дугиным на круглом столе "Пять принципов российской внешней политики: многополярность как неизбежность" 16 сентября 2008 года

Сегодня мы проводим «нулевое» заседание Центра консервативных исследований, поскольку настоящую презентацию Центра мы проведем чуть позже. Тем не менее, несколько слов в начале нашего круглого стола я скажу о самом Центре, каким мы его видим. Стоит отметить, что все, что я скажу, - это отнюдь не догмы, но наше видение, и очень интересно было бы в ходе дискуссий услышать ваши соображения о том, как сделать эту работу более эффективной. Итак, несколько тезисов о том, что такое Центр консервативных исследований.

У американских неоконсерваторов, появившихся в 60-е годы в виде маргинального неотроцкистского кружка, а в итоге ставших править гигантской страной, которая, по сути, правит почти всем миром, начиная с эпохи Нормана Подгореца – основателя этого движения – есть одна поговорка: «Ideas Do Matter!» («Идеи имеют значение!»). Для Америки подобное изречение было шоком, потому что в чрезвычайно прагматичной стране сама мысль, что идеи имеют значение, была скандальной. Какие идеи, когда надо считать деньги, интересы, технологии? Но, оказывается, имеют значение именно идеи, именно идеология, именно продвижение тех или иных концепций. И сделав акцент именно на этом, неоконсерваторы достигли планетарного успеха. Поэтому значение идей для проектирования политики, для организации парадигмального предопределения политики имеет колоссальное значение.

У нас, наверное, сейчас еще сложнее прорваться в данном отношении, чем в прагматической Америке конца XX века, тем не менее, осознание вакуума идей (читай – идеологии), сейчас уже стало фактом. Мы знаем, что произошел фундаментальный кризис советской идеи, и именно потому, что идейно Советский Союз подточился, распался, он распался уже и физически, и прагматически. В последние годы мы видим в России не менее фундаментальный кризис либеральной идеи. И, несмотря на то, что либерализм как идея все-таки присутствует в нашем обществе, на большинство  вызовов он не отвечает, и дошел до огромного количества внутренних противоречий. Соответственно, можно констатировать как абсолютный факт кризис советской идеи, и как просто довольно реальный факт – кризис либеральной идеи. И вот тут-то мы и подходим к консерватизму в широком понимании.

Консерватизм, как он апофатически определяется в нашем Центре, это, по сути, не советская и не либеральная система взглядов. Это не марксизм, не советский марксизм, это не левая идеология, но это и не либерализм. А вот все остальное в разных его формах сюда может быть включено. Позднее мы посвятим разновидностям моделей консерватизма, его дефинициям отдельное заседание нашего клуба, но уже сейчас понятно, чем он не является. Наш Центр консервативных исследований – это и не либеральная интеллектуальная группа, но и не советско-марксистская. С нашей точки зрения, именно в области консерватизма лежит та идея, которая необходима России. Та идея, которая имеет значение.

Второе – наука и социология. Мы знаем, что западные интеллектуально-политические центры практически все без исключения либо локализуются в научных заведениях, таких как Гарвард, Институт Хопкинса, Институт Олина, институты Хадсона и Гувера и других научных центрах. Тот факт, что ученые принимают участие в выработке политического курса – это норма американской и, в значительной степени, европейской политики. У нас это совершенно не так. Наше научное сообщество практически отделено от какого бы то ни было влияния на власть, а власть – от какого-либо отношения к науке и к интеллекту. Эту ситуацию необходимо не просто критиковать, а стараться исправлять на практике, делать так, чтобы интеллектуальные научные центры с квалифицированными экспертами, с подготовленными и серьезными научными кадрами могли иметь диалог с властными структурами. Сейчас нечто подобное совершается в либеральной сфере. Высшая школа экономики и отчасти РГГУ представляют собой центр либеральной идеи в России. И неслучайно, а именно потому, что они позиционируют себя как носители либеральной идеи, ими укомплектован «Форум 2020». Представителей МГУ там практически нет. Получается, что лучший вуз страны не дал ни одного кандидата в тот интеллектуальный центр, который стремится определять, по воле ряда политических руководителей России, наш курс. На мой взгляд, это аномалия. Именно поэтому мы должны настаивать на консерватизме и просто, как ученые МГУ, требовать своего «куска» влияния на власть. Ясно, что с либералами в этом отношении спорить нечего, у них другие модели. Но они в проигрыше. А сейчас идет наша волна, и ее надо учитывать.

Однако консервативного интеллектуального научного полюса в американском или даже в европейском смысле в России вообще не существует. И это притом что консервативные настроения преобладают и у власти, и у народа. Это парадокс: большинство людей – консерваторы, власть ведет себя совершенно консервативно, а опирается на интеллектуалов-либералов. И, надо заметить, на самом деле в значительной степени это претензия к нам. Потому что мы, люди научного сообщества, на сегодняшний момент не смогли представить власти идею системного консерватизма (в качестве исключения можно привести огромной вклад, сделанный покойным Александром Сергеевичем Панариным). Именно поэтому наш Центр консервативных исследований должен действовать на пересечении науки (социологии и политологии) и политики, в том числе выходя на подготовку драфтов, черновиков, анализов и мониторингов для подготовки определенных политических решений для нашего руководства.

Третий пункт - о евразийстве. Многим из здесь присутствующих известно, что я (наряду с другими представителями данного направления) являюсь теоретиком неоевразийства. Однако я хочу подчеркнуть, что мы планируем, что Центр консервативных исследований не будет евразийским. Консерватизм гораздо шире. Евразийская идеология, безусловно, консервативная, но помимо консервативной евразийской идеологии существует множество других направлений и тенденций, которые будут находить место в работе нашего Центра. Таким образом, это отнюдь не новое издание каких-то евразийских инициатив, но нечто принципиально иное – «фундаментальный апгрейд», если угодно.

Стоит отметить, что мы возьмем за правило приглашать людей с иными взглядами. Если мы хотим осмыслить социально-политические измерения консервативного мировоззрения, то должны будем иметь дело с выразителями неконсервативных идей. В этом диалоге более четко сформулируется наша собственная позиция. Мы отточим нашу аргументацию, придадим ей ту логику, которой фатально не хватает консерватизму.

Последнее. Задача Центра консервативных исследований – создать Центр развития и становления консервативной идеологии в России с опорой на научные кадры. В первую очередь (поскольку Центр создан при социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова), с опорой на социологов, но также с опорой на философов, политологов, а также представителей смежных факультетов и кафедр как в МГУ, так и в других учебных заведениях. Так, например, недавно я говорил с деканом философского факультета СПбГУ Юрием Солонинным, и он с удовольствием примет участие в работе нашего Центра. И многие, и многие другие. Действительно, это будет очень широкий Центр со своими филиалами во многих, частях России, а в дальнейшем и зарубежья.

Нельзя не упомянуть, что в числе наших первоочередных задач – налаживание проведения постоянного мониторинга основных политических решений власти с опорой на консервативное мировоззрение. Увы, пока что мы привыкли либо аплодировать, либо ругать, но не можем давать внятного анализа. Также мы должны исследовать общественное мнение и давать социологический анализ настроений в обществе. Причем, подчеркну, в идеологизированном ключе. Обычная работа социологических структур имеет подсобный характер, подобный работе гастарбайтеров. А ведь социологи, когда обобщают состояние общества, на самом деле имеют право предъявить чуть ли не ультиматум власти, поскольку они должны быть посредниками между обществом и властью.

Также нам необходимо готовить научную управленческую элиту консервативных взглядов, и нечего это скрывать. Именно идеологизированных консервативных взглядов. Проводить своих людей во власть и в науку, как это делают все интеллектуальные структуры во всем мире: научные школы, кружки (те же неоконсы) и так далее. Необходимо активно взаимодействовать с регионами Российской Федерации и странами СНГ в создании и укреплении единого интеллектуального пространства. Сегодня принято говорить о едином экономическом пространстве, едином стратегическом пространстве, но нам крайне необходимо и единое интеллектуальное пространство. Кроме того, мы будем активно контактировать с  представителями консервативных  кругов в США, Европе, Азии, странах «третьего мира».

И в заключение я хочу сказать, что сегодняшнее мероприятие уже показывает набросок того, как мы планируем реализовать свои идеи в будущем. За нашим круглым столом есть представители США и Великобритании, представители Израиля и представители Украины. И в дальнейшем мы будем расширять нашу международную деятельность.

Вот основные направления работы Центра консервативных исследований. И я думаю, что все участвующие, все люди, которые получили приглашения, все люди, которым это интересно, найдут себе место в нашей работе. Это не закрытый клуб. Это Центр консервативных исследований. А его значение, его смысл и его идеи постепенно будут проясняться по мере нашей работы.

Благодарю вас.

 
< Пред.
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения