Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Япония: точка бифуркации

08.09.2009
На прошедших 30 августа выборах в нижнюю палату парламента Японии победила оппозиционная Демократическая партия (ДПЯ). И этот прецедент по праву можно назвать историческим. Во первых, всего лишь второй раз за пятьдесят лет Либерал-демократическая партия (ЛДП) уступила власть. Во-вторых, ДПЯ не имеет достаточно продолжительной политической традиции, так как была создана всего одиннадцать лет назад. Партия, во главе которой стоит 62-х летний Юкио Хатояма, получила 308 мест, в то время как ЛДП всего 119, хотя до этого либералы имели 300 мандатов. Джеральд Куртис, один из всемирно признанных экспертов по японским политическим процессам и профессор Колумбийского университета обозначил эти выборы как своего рода точку бифуркации, отражающую конец послевоенной политической системы и начало формирования новой.

Прендвыборную кампанию ДПЯ разрабатывал не кто иной как Ихиро Осава, стратег, поступательно перекраивающий политическую карту Японии. Основной замысел кампании был прост – у избирателей должен быть выбор. На фоне спада экономики, роста безработицы (летом был достигнут рекордный уровень в 5,7%) и коррупционных скандалов, которые потрясали ряды либералов, новые демократы уверенно пришли к победе. Очередное электоральное испытание ожидает ДПЯ в следующем году, когда состоятся выборы в Верхнюю палату и для реализации задуманных реформ Хатояме нужно будет опять взять значительное большинтсво мест. Хатояма уже заявил о планируемой реорганизации бюджета Японии, целью которой являются социальные расходы – помощь родителям на воспитание ребенка, увеличение пенсий и государственные дотации для высшей школы. Поведение Японии за рубежом также изменится, так как згляды ДПЯ и ЛДП на внешнюю политику в регионе и интерепретацию Конституции сильно различаются.

Япония как вторая страна в мире по экономическим показателям и имеющая высокие достижения в современных технологиях, не может не интересовать глобальных и региональных игроков, т.к. от внешней политики, проводимой будущим правительством будет зависеть будут ли интересы других стран соблюдаться так же как и при правлении ЛДП. Аналитические центры США уже высказали свое мнение в отношении будущих международных отношений. В один голос они заявили, что администрация Барака Обамы должна набраться терпения и внимательно следить за процессами, протекающими в японском политикуме, корректируя текущие дела с точкой зрения новой партии у власти.

Сотрудник Центра исследования Азии из Heritage Foundation Брюс Клингнер отмечает, что действия ДПЯ будут более резистентными по отношению к внешней политике США в тихоокеанском регионе, особенно в отношении увеличения роли США в вопросах региональной безопасности. Социологические опросы кандидатов от ДПЯ показали, что лишь незначительное количество членов партии поддерживают цели США в вопросах международной безопасности, такие как присутствие японских военных в Афганистане, продолжение обслуживания американских ВМС в Тихом океане и ангажирование в проекты систем ПРО. Большинство политиков из ДПЯ склонны к охлаждению отношений внутри японско-американского союза и переходу к Азиацентричной внешней политике.

ДПЯ уже настаивает на более равноправных взаимоотношениях с США и прекращении зависимости от Вашингтона.  Это в первую очередь отразится на присутствии военных США в Японии (на данный момент Япония дает приют для 50 000 американских солдат и офицеров). Помимо пересмотра роли в дозаправке американской военной техники в регионе, другими ключевыми вопросами будут переустройство военной базы на Окинаве и возможность присутствия вооруженных сил США, оснащенных ядерным оружием вблизи Японии. Учитывая особое отношение японцев к этому виду вооружений, Белый дом, скорее всего, направит усилия Японии в деле расширения безъядерной зоны в первую очередь на Северную Корею. Еще одним совместным делом может стать оживление глобальной экономики. Шейла Смит, ведущий эксперт по японским исследованиям Совета по международным отношениям, отмечает, что у Вашингтона есть хорошая возможность для выстраивания новых отношений на саммите ООН по вопросам изменения климата, который состоится в сентябре и декабрьская встреча в Копенгагене, где помимо климата будут обсуждаться еще и вопросы энергетики. Смит недвусмысленно говорит о необходимости доступа к японским энергосберегающим технологиям. И в то время как ДПЯ будут пытаться ввести идеологию в политику и разработать приемлемые варианты для Японии, по мнению Шейлы Смит, главными тестами для новой партии все же будут события за рубежом и ДПЯ будут вынуждены очень быстро на них реагировать, таким образом синхронизируя глобальные и региональные отношения(1). Коллега Смит Джейшри Бахория более озабочен вытеснением американских военных из страны Восходящего Солнца и отмечает, что именно ДПЯ подняли вопрос о недостаточном финансировании со стороны США проекта передислокации 8000 морских пехотинцев из Окинавы на остров Гуам (сумма в 6,09 млрд. долл. США из общего бюджета  в 10,27 млрд. японцам показалась недостаточной). Кроме того, ДПЯ настаивает на выводе авиабазы, размещенной в Футенме за пределы префектуры Окинава.  Бывший помощник министра обороны США связывает изменение позиции Японии в вопросах региональной безопасности с увеличением роли Китая в этом вопросе(2).

Какова же позиция северного соседа Японии по отношению к политическим изменениям? Китай пострадал от Японии в 30-40-е гг. прошлоого века. Война унесла около 10 млн. мирных жителей и примерно столько же военных. Как отмечает профессор института международных отношений Фуданского университета (Шанхай) Дзянь Дзюньбо, с точки зрения Китая, позиция ЛДП всегда оставалась неизменной и виртуально продолжала линию, проводимую Японию со времен Второй мировой войны(3). По словам Тошио Томогами, который при правительстве ЛДП являлся главой ВВС Японских сил самообороны «война Японии в Азии являлась кампанией расового освобождения от белого правления, которая многоими воспринималась позитивно». Японские националисты и консерваторы поддерживали такую точку зрения, все время институциализируя японское превосходство. В прошлом году в японском издательстве Apa Group (владелец является националистом) вышла книга Тошио Томогами «Япония – не агрессор», которая получила первую премию и разошлась тиражом сто тысяч экземпляров. Как видно из названия, в книге дана особоя интерпретация событий интервенции Японии в Манчжурию и другие страны Азиатского региона. Профессор Дзюньбо возлагает надежды на новое правительство, которое будет более трезво смотреть на исторические факты, как, например, Германия, и не создавать свои версии истории. Улучшение отношений с Китаем на руку и самой Японии. За последние месяцы Китай превратился в одного из основных торговых партнеров Японии, что характеризует сдвиг во внешних приоритетов (до этого главными торговыми партнерами Японии являлись ЕС и США). Но если японских политиков захлестнут противоречия, Китай может воспользоваться временной слабостью Японии и расширить свое влияние дальше в тихоокеанском регионе.

Безусловно, для нас основной интерес будут представлять российско-японские отношения. Пока Кремль еще не сделал никаких шагов по реструктуризации внешней политики на Дальнем Востоке. Курильские острова будут продолжать оставаться на повестке дня, хотя, учитывая различные точки зрения между ЛДП и ДПЯ, российская дипломатия, действуя взвешенно и аккуратно может добиться в этом вопросе существенных успехов, одновременно играя на японском антиамериканизме. Россия может поддержать Японию и в проекте уменьшения выброса парниковых газов. Этот вопрос тесно связан с глобальным потеплением, так как от него зависит уровень мирового океана, что не может не волновать Японию. Согласно завялениям ДПЯ, новое правительство намерено добиться снижения выбросов на 25% к 2020 г.  Подобные риторические заявления никак не отразятся на отчественной промышленности, но будут способстовать укреплению российско-японских отношений. Продвинутые технологии могут стать еще одной точкой соприкосновения интересов наших стран. Но в этом случае Россия не должна оставаться сырьевым придатком Японии, экспортируя туда природные ресурсы Сибири, а участвовать в совместных научно-технических и экономических проектах, в частности японские инвестиции могли бы оптимизировать добычу энергоресурсов на Дальнем Востоке России. А проект продолжения транссибирской магистрали в Японию может стать глобальным транспортным проектом, в результате которого будут соединены крайние точки Западной Европы и Дальнего Востока.

Адекватное взаимодействие дипломатического корпуса, отечественных think tank и бизнес структур могут сыграть значительную роль в правильном понимании процессов, проходящих как в самой Японии, так и в отношении ее партнеров. Впрочем, это касается не только Японии.

Примечания:

(1) Sheila A. Smith. Japan’s Moment of Choice. www.cfr.org
(2) Joseph S. Nye, Jr. A Glass Half Full. Japan-U.S. Security Relations: A Testing Time for the Alliance. A Conference Report. Vol. 9, No. 14. San-Francisco, March 2009.
(3) Jian Junbo. China sees chance of Japanese remorse. Asia Times Online. Sept. 1, 2009.

Леонид Савин

 
< Пред.
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения