27 марта в МГУ прошел семинар из цикла «Прикладная геополитика», который читает заместитель руководителя Центра консервативных исследований Валерий Коровин. На этот раз основное внимание уделялось описанию стратегии и тактики сетевых войн.
Зародившись
в США в постиндустриальную эпоху, теория сетевых войн дополнила и
частично заменила концепцию ядерного сдерживания и “жесткий подход”,
преобладавшие в эпоху "холодной войны".
В эпоху “холодной
войны” в концепции безопасности США (и в остальных странах мира, в том
числе и в СССР) преобладал подход условно называемый «жесткий» или
государство-центричный. В этом подходе основной акцент ставился на
контроле силы, угрозе её применения или собственно применении силы.
Государства и блоки являлись главными пользователями силы или мишенями
для ее применения.
Однако, после исчезновения четко очерченного
образа врага – развал СССР и Варшавского Блока - источники угроз для
США оказались неопределенными и размытыми по всему земному шару. В
таких условиях появляется новый подход концепции безопасности –
“мягкой” или “сетевой” войны.
Валерий Коровин довольно подробно рассмотрел суть базового понятия “сетевых войн” - “сети”.
"Сеть" – это паутина, по которой протекает информация (от бытовой, общественно-политической, энергетической до военно-стратегической) - из технического средства превращается в главную жизненную артерию. Различные сетевые структуры (средства связи, масс-медиа, транснациональные корпорации, религиозные организации, НПО, политические ячейки, спецслужбы) интегрируются в общую гибкую и разнородную, структуру. Появляется термин “to network” – осетивить, включить в сеть. Для пользователей и жителей “сети” основная жизнь все более и более проходит в ее рамках - те кто вне ее как бы не существуют или существуют неполноценно. Та сила или событие, которое не получили освещения в сети – не оказывают никакого влияния на текущую ситуацию в мире. В связи с этим одним из главных фигур “сетевых войн” становится журналист. Именно он осуществляет процесс внесение информации (интерпретируя её нужным образом) в “информационное поле” сети, тем самым “оживляя” её.
Основой сетевой войны сегодня становится бурно растущий неправительственный социальный сектор. Это многочисленные самоуправляемые или неправительственные организаций (НПО). Именно эти организации и превращаются в своего рода вирусы, связанные почти неуловимыми командами в одну сеть. Даже кружок по интересам может стать участником сети, если его правильно ангажировать – вниманием и минимальными финансовыми затратами. Однако лишь на первый взгляд кажется, что у них нет центра управления. В 2003 г. глава американского Агентства по международному развитию (USIAD) Натсиос сделал следующее заявление: “Люди, получающие помощь по каналам НПО не знают, что за большинством гуманитарных проектов стоит американское правительство”.
Классической иллюстрацией деятельности сети, состоящей из НПО, фондов, религиозных сект, кружков и т.д., служит цепочка “оранжевых” революций на постсоветском пространстве.
Так же Валерий Коровин ввел и проиллюстрировал такие термины, как “тайминг” - актуальное время вброса информации (так, например, эффект от подачи информации может сойти на нет при задержке в час или даже в несколько минут). «Самонастройка сети» – самостоятельные, синхронные действия участников сети без явной команды из центра, что достигается путем правильной дешифрации кодов информационного пространства.
В планах следующего семинара рассмотреть связь социологии и “сетевых войн”. Кроме этого, слушатели семинара получат возможность выступить со своими докладами по данной теме.
Петр Горбунов
|