17 марта в Московском
государственном университете имени М.В. Ломоносова завершились II
Международные чтения Центра консервативных исследований "Политическая
модель будущего. Актуальность 4 политической теории как парадигмы
национальной модернизации".
Модерировал мероприятие - Михаил Тюренков.
С основным докладом «О
монотонных процессах» выступил руководитель Центра консервативных
исследования (ЦКИ) и заведующий кафедрой социологии международных
отношений социологического факультета МГУ профессор Александр
Дугин.
Как пояснил профессор Дугин, монотонным процессом называется процесс
непрерывного
поступательного возрастания каких бы то ни было показателей. «Эти
процессы, - подчеркнул председатель ЦКИ, - оказываются неприемлемы ни
для живых организмов, ни для функционирования машин. Также они
неприемлемы для функционирования социальных систем».
«Проблема 2012» вновь взволновала политологов. Потому
что она, в свою очередь, взволновала власть - грядет очередная
«пересменка», новая встряска российской политической системы, хотя,
казалось бы, «страсти по 2008» едва улеглись. Кто-то, как, например,
голливудский режиссер РоландЭммерих, рассматривает эту
дату как возможный конец света, ссылаясь на календарь майя. Кто-то, как
политолог ГлебПавловский, считает «концом света»
возвращение Путина, заклиная, что «Медведев -
следующий президент, Путин должен отойти». А БорисГрызлов,
считают, что 2012 год станет годом нового возрождения России, потому
что именно в этом году «Путин станет президентом».
Философ и политолог АлександрДугин рассматривает рубеж
2012 года в философском смысле. Собрав
в Ростове-на-Дону местную научную, политологическую и экспертную элиту,
Дугин провозгласил рождение двух новых концептов, выкристаллизовавшихся
в постпутинский медведевский период: «За прошедшие два года в России
родилось два термина – консерватизм и модернизация».
Критика концепта «модернизация» и консервативный ответ
на основе четвёртой политической теории
(материалы ко II Международным Чтениям по четвертой политической теории)
Модернизация в России – опасный фетиш
Политическое будущее России сегодня связывают с модернизацией и экономическим ростом. Эта позиция основана на инерции. Инерции вредной и опасной.
Прогресс – наивная и устаревшая концепция XIX века
Концепция прогресса (роста, развития, эволюции) предполагает в основе исторического, социального, экономического и политического развития т.н. «монотонный процесс».
Монотонная величина в математике – величина, которая постоянно растет (без флуктуаций или возвратов). От нее монотонный процесс, монотонная функция, монотонная последовательность.
Либерализм, коммунизм и фашизм основаны на догмате модернизации
Либерализм основан на вере в прогресс, развитие, становление. Экономическая конкуренция, где выживает сильнейший экономически есть основа либеральной идеологии. Линию можно провести от звериной стаи к мировому рынку и глобализации.
Исторический взгляд коммунизма более сложен и диалектичен, но в основе классовой борьбы – та же концепция постоянно нарастающего прогресса.
Фашизм принимает прогресс, но сохраняет его на уровне силы. Воля к власти Ницше – концептуализация постоянного роста. Высшей точкой роста будет сверхчеловек, белокурая бестия. Высшие расы имеют право подавлять низшие на основе более высокого уровня развития. То есть снова модернизационный процесс, на сей раз в форме расизма.
4ПТ против роста и модернизации
4ПТ предлагает строить политическую модель по ту строну либерализма, коммунизма и фашизма. Значит самым правильным будет отбросить то, что является для них общим – слепую веру в «монотонный процесс» модернизации.
Надо называть вещи своими именами: 4ПТ против прогресса, развития, эволюции, роста, модернизации и т.д. Это опасные и параноидальные абстракции оторвавшегося от стихии жизни разума. Нам нужно срочно сменить ориентиры.
Консерватизм – прекрасный стиль мышления. Он предлагает ориентироваться на «вечное возвращение», на циклы, на жизненные системы, где любой прирост должен мыслится как относительный.
Общество должно не развиваться, а жить. Не модернизироваться, но хранит верность своей идентичности, жить настоящим с опорой на вечное.
Единая Европа получила своего первого президента. Это важная геополитическая веха в долгой истории европейской интеграции. 1 января 2010 года 62-летний бельгийский христианский демократ Херман ван Ромпей официально занял новый пост. Затянувшийся ХХ век заканчивается. Мы вступили в новую эпоху. Самое время обратиться к корням Европейского союза, новой демократической империи, возникающей на наших глазах.
Европейская идея уходит корнями в Средневековье. Объединение Европы на
новых, отличных от римских основаниях впервые осуществил Шарлемань —
Карл Великий (742—814), франкский король Каролингской династии, которому
удалось установить контроль над теми землями, которые принято сейчас
называть Западной Европой. Это было объединение европейских народов под
эгидой немцев, пришельцев с Севера, которые до этого лишь разрушали
римское наследие, ничего не создавая взамен. Распространив свою власть
на большую часть европейских земель, Карл Великий был провозглашен
императором Римской империи.
Ален де Бенуа. Против либерализма.– СПб.: Амфора, 2009. – 476 с.
Восемнадцать глав этой книги, написанных в разное время, объединяет одна идея – критика современного западного общества, его экономической и политической модели, масскультурной матрицы и стереотипов мышления, которые отражают дух либерализма, распространяющий своё влияние на весь остальной мир. Его инструменты – глобализация, всевозможные торговые и экономические соглашения, системы коммуникаций и новейшие технологии.
Автор очень обстоятелен в
своих исследованиях, его взгляды обоснованы трудами как предшественников, так и архитекторов либерализма и нового мирового порядка – от экономистов и политиков до практикующих «революционеров», повлиявших на смену многих режимов. Эти исследования уходят к эпохе великих географических открытий, времени появления буржуазного сословия и механизма ростовщичества.
Стиль автора лёгок и увлекателен. Эрудиция впечатляет. Темы – вопросы государственного конструирования, справедливости, конфликтов, свободы и личной ответственности – касаются каждого из нас. Над переводом трудились шесть специалистов в области философии, политологии, филологии и международных отношений. Предисловие к изданию написал известный российский философ Александр Дугин.